Слайд 2
Стиля́ги — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое
распространение в крупных советских городах на рубеже 1950-х —
начала 1960-х годов, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой, часто нелепой, одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Слайд 3
Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин
появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как
в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета(желания почтения) перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению.Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи.
Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы.
Слайд 4
Появление термина «стиляга»
Возникновение термина относится к концу
1940-х годов. Существует мнение, что термин «стиляги» пришёл из
языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».
«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть — «горячие поклонники Соединённых Штатов»).
Слайд 5
Мода стиляг
Одежда и сам образ жизни стиляг не
был слепо скопирован с американского образца. В первые годы
существования данного феномена облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук .
Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на крошечный узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».
Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
Слайд 6
Музыка и танцы
В конце 1940-х— в начале 1950-х гг. в среде
стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Глен Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины».
Также были популярны композиции Бенни Гудмен и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго произведения из репертуара Эдди Рознера.
В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.
Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»).
Слайд 7
Сленг стиляг =)
Стилягам было важно не только
выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи
одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч.
Чувак— проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату», Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру.
Чувиха (чува) — девушка.
Хилять — ходить, фланировать.
Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду». .
Динамо, Динамо-машина — такси.
Хата — квартира.
Лукать (англ. look — взгляд, смотреть) — смотреть
Жлобы — представители «серой массы»
Дринкать (англ. drink — пить алкогольный напиток, пьянствовать) — выпивать
Джакеток (англ. jacket — куртка, пиджак) — пиджак
Манюшки (англ. money — деньги) — деньги
Олдовый (англ. old — старый) — старый
Соксы (англ. socks — чулки, носки) — носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины.
Стилять (англ. style — стиль, манера) — танцевать «стилем», имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения
Таек (англ. tie — узел, бант, галстук) — галстук
Траузера, траузерса (англ. trousers — брюки) — брюки
Тренчкот (англ. trenchcoat — вид плаща) — плащ
Хэток (англ. hat — головной убор) — шляпа
Слайд 8
Взаимоотношения с обществом
Молодые люди, ревностно следовавшие моде
и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако
стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти:
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
«Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; //
Пусть переделываются и сдаются!»
Желание общества «переделать» нонконформистов, выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов. Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. В официальной прессе пропагандировалось брезгливо-презрительное отношение к стилягам. Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи.
В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных западных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи.
Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.