Слайд 2
Родился блаженный Андрей в семье бедного
симбирского мещанина Ильи Ивановича Огородникова 17 июля 1763 года
(по старому стилю).
Родители его, особенно мать Анна Иосифовна, были людьми очень набожными и воспитывали детей своих:Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью - в истинной вере православной.
Младенцем Андрей был сиднем, практически не передвигался без посторонней помощи, был немым, хотя и мог говорить два слова - "мама" да "Анна", повторяя их во всех случаях - когда хотел есть, спать или звал кого-то.
Со временем Господь укрепил младенца, и он стал самостоятельно ходить.
Жили они в подгорной части Симбирска.
Слайд 3
С семи лет будущий праведник
принял на себя нелёгкий подвиг Христа ради юродства. До
самой смерти блаженный старец добровольно лишал себя обычного одеяния и в любую погоду одевался лишь в свою длинную рубаху из домотканого полотна, жил милостыней и подаянием.
С ранних лет Господь наделил его даром прозорливости. когда богомольная мать его ходила надолго в паломничество к русским святыням, Андрей, предвидя ее скорое возвращение, выбегал за ворота и кричал: " Мама, Анна", давая знать близким о скором возвращении родительницы, что вскоре и сбывалось.
Слайд 4
С юных лет Андрей принял и подвиг
постничества, не вкушая ни мяса, ни вина, а употребляя
в пищу лишь хлеб да разваренные сухие ягоды.
В большинство дней своей жизни юродивый довольствовался лишь тем, что подавали ему сердобольные симбиряне. Но сам Андрей никогда не просил милостыню, а наоборот - часто делился тем, что находил в кармане. Не от всякого он принимал подаяние, провидя, от чистого ли сердца была эта малая жертва.
Иногда Андрея встречали люди, не разумеющие подвижнической жизни праведника, издевались над ним, а часто и избивали. Смиренно и кротко переносил блаженный оскорбления, лишь стоял, потупя взор и опустив голову, переминаясь с ноги на ногу. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге юродивого.
Слайд 5
Во все дни жизни своей Андрей
не разлучался с домом Божиим, был прихожанином Спасо -
Вознесенского собора, где приобщался Тела и Крови Господней. Часто его видели в любую стужу, стоящим на колокольне храма, либо под стенами собора на протяжении всей ночи, а иногда ползающим в особом умилении подле ограды храма и целующим низенькие ее столбики. Все это во многих симбирянах укрепляло веру в его праведность.
Слайд 6
В жизни своей Андрей возвысился подвигами
своими так, что были даны ему Господом особые благодатные
дарования. Неоднократно случалось, что он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.
Проникал блаженный Андрей и в потаенные уголки душ человеческих, давая знать людям своими действиями, что ведомы ему их сокровенные мысли и желания.
Будучи лишенным дара речи, Андрей часто жестами и выражением лица своего, с помощью различных предметов мог предсказывать людям события их дальнейшей жизни.
Предвидя чьи-то дурные намерения, Андрей всячески препятствовал этому, вставая на пути замышлявшего зло человека, не давая совершить поступок, ведущий к погибели души.
Слайд 7
Так, если он приносил и подавал
кому-либо несколько щепочек, то это означало, что душа того
человека скоро предстанет пред Богом. Знаком смерти кого-то из домочадцев служило и появление блаженного в доме, когда он ложился под святыми образами со скрещенными на груди руками. Имея бесконечную любовь к ближним, сей угодник давал им знать о приближающейся кончине для того чтобы человек мог достойно приготовиться к переходу в жизнь вечную.
Знаком успешной будущей торговли служила принятая Андреем милостыня в лавке или около нее из рук хозяина.
Если же старец начинал мести пол в чьем-то доме или подметать двор, то это означало потерю хозяином своего имущества.
Слайд 8
По воспоминаниям симбирян, зафиксированных в
различных изданиях и повествующих о жизни старца, современник блаженного
Андрея, великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский отсылал обратно симбирян, приходивших к нему за благословением и советом, со словами: "Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть - ваш Андрей Ильич." Это признание Саровским чудотворцем праведности симбирского старца, которого он ни разу не видел, еще больше упрочило почитание жителями Симбирска Андрея как угодника Божия.
Серафим Саровский
Слайд 9
Убеждённость в том, что Андрей Ильич
был немым, однажды была опровергнута им самим. В один
из дней своей жизни, обличая одного из сограждан-вольнодумцев, блаженный в гневе воскликнул: "Он Бога хулит!" - к огромному всеобщему удивлению. Это явилось свидетельством того, что старец совершал еще один подвиг - подвиг молчальника, и вовсе не был лишен дара речи.
Во все дни жизни своей Андрей Ильич укрощал плоть свою, не давал отдыха телу, передвигаясь лишь бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, преимущественно на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову - таким образом, что во время сна голова ничего не касалась.
Слайд 10
На протяжении своей долгой жизни
Андрей Ильич снискал любовь и почитание сограждан. Когда в
1841 году 28 ноября (по ст.ст.) в возрасте 78 лет он в тесной своей хижине предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем.
В убогое жилище, где лежало тело усопшего, непрерывно стекались люди. Улица около хижины старца была запружена экипажами. На протяжении пяти дней шли и шли симбиряне, чтобы проститься с блаженным. Всеобщая любовь к Андрею Ильичу была поистине безгранична. Около гроба денно и нощно горели огромные восковые свечи. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала, хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почиталось как счастье.
Слайд 11
Погребение блаженного Андрея состоялось на одном
из самых почетных мест - у стены Благовещенского собора
городского Покровского мужского монастыря. Гроб, в котором старец Божий был положен так, как он ходил при жизни - в одной рубахе, с медным позолоченным крестиком на груди, босой - был помещен в специально сооруженный склеп, на котором был положен сверху камень в виде гроба и плита с надписью, говорившей о личности погребенного здесь раба Божия.
Слайд 12
Могила старца долгое время была местом
паломничества симбирян. Но после революции Покровский монастырь был разрушен,
могильные памятники разбиты. Та же участь постигла и место последнего упокоения блаженного Андрея.
В 1990 году, готовясь к 150-летию со дня смерти блаженного Андрея, Ульяновское епархиальное управление начало сбор сведений и материалов о его жизни. В ходе этих работ было выяснено более точно место погребения Андрея Ильича.
5 сентября 1990 года могила святого старца была найдена. 8 сентября в городском сквере состоялось захоронение останков блаженного Андрея в его же склепе. Сотни верующих собрались к двум часам по полудню к месту, где земля ранее скрывала прах старца.
Слайд 13
Сегодня же непрестанно идут и
идут к Блаженному люди, преклоняют колени пред его честными
останками, просят его о заступничестве и помощи. Приезжают к нему из многих мест России, куда народная молва разнесла весть о нашем праведнике. Многочисленные случаи чудесной помощи святого Андрея, исцеления, которые свершились у раки его мощей, стали истинными свидетельствами богоотмеченности и богоизбранности нашего святого
Слайд 14
Ежедневно у святых мощей праведника во
Всесвятском храме читается акафист Блаженному и совершается водосвятный молебен.
А в день воскресный на вечерне, после чтения акафиста Всем Святым, рака Святого Андрея открывается и многие сотни приходящих в этот день в храм молящихся прикладываются к многоцелебным мощам праведника, а затем помазуются освященным елеем - тем самым, которым были омыты мощи святого после их обретения.
Слайд 15
Дни памяти святого блаженного
Андрея Симбирского:
3 июня (по
нов. ст.) -
день прославления и обретения св.
Мощей.
10 декабря ( по нов. ст.) -
день праведной кончины старца.