и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
Слайд 6
Слово «позитивный» по Конту: Реальное в противоположность химерическому; Полезное в
противоположность бесполезному; Достоверное в противоположность сомнительному; Точное в противоположность смутному; Положительное в
противоположность отрицательному.
Слайд 7
2) «Биологическая концепция» Г.Спенсера (1820-1903) Общество рассматривается по аналогии
с биологическим организмом. Выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться
к социальным условиям. Центральное место занимает идея социальной эволюции.
Слайд 8
Аргументы подтверждающие свой подход: Как живые организмы, так и
любые общества на протяжении своего существования увеличиваются в объеме; И
те и другие усложняются; Их части приходят во всё большую зависимость друг от друга; И те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы
людей.
Слайд 12
Четыре типа социального действия: Целерациональный – когда человек ясно
представляет себе цель действия и средства её достижения, а
также учитывает реакцию других людей на свои поступки; Ценностно- рациональный – когда человек действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг. Аффективный – когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства. Традиционный – когда человек руководствуется привычкой.
Слайд 13
5) Концепция циркуляции элит В.Парето (1848-1923) Основа общественных процессов
организм, который состоит из клеток – человеческих индивидов.
Слайд 20
Архаические идеи 60-х гг. XIX в. М.А. Бакунин (1814-1876) Центральная
проблема социологии – уничтожение государства как силы, подавляющую абсолютную
свободу личности.
П.А. Кропоткин (1842-1921) Выделил два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимопомощи, и индивидуальный – самоутверждение отдельного индивида или группы.
Слайд 21
Субъективное направление в социологии народничества. Н.К. Михайловский (1842-1904) Скорость социального
прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью.