Слайд 2
Лежит посреди России Липецкая земля… Щедр и богат
этот край. Леса, поля, реки, старинные усадьбы и великолепные
храмы, каждый из которых имеет свою историю.
История Тихвинского собора.
Истории создания
собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери, расположенного в центре старого города, такого. В 1818 году в Данкове отбывал ссылку польский повстанец. Движимый желанием хоть как-то отомстить русским, он занимался поджигательством. Поджигал город не менее семнадцати раз. Жители Данкова, естественно, были очень напуганы пожаром. Огонь воспринимался как кара свыше, как гнев Господень. Поэтому данковчане дали обет: если поджоги прекратятся, они на свои средства возведут новый собор, который станет самым высоким сооружением.
На кануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери – хранительницы от разрушений огня – горожане собрались ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Богородицу спасти их от злоумышленника. Господь услышал их мольбу: вскоре, во время очередной попытки пустить красного петуха, фанатика задержали. Город вздохнул с облегчением.
Жители отслужили в старом соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались, то увидели на каменном столбе посредине Хлебный площади неизвестный как там оказавшуюся Тихвинскую икону. С этого времени и пошел обычай ежегодно в день этой иконы проводить крестный ход.
Тихвинский собор.
Разрешение на строительство собора данковчане получили
от царя в 1860 году. До этого времени на данном месте стояла каменная часовня.
Храм начали строить 26 августа 1861 года, закончили в 1878 году. В соборе было две церкви: внизу – зимняя, вверху – летняя. Собор имел шесть престолов, освященных в разные годы.
Долгое время значился безземельным и бесприходным. Жил он тогда за счет сбора мостовых и перевозочных средств по реке Дон. Позже, в 1888 году, по генеральному межеванию храму отвели 173 десятины земли. Со временем увеличился как штат собора, так и число прихожан.
Слайд 5
После революции в храме был клуб,
потом – пункт приема стеклотары, затем – склад. А
от колокольни не осталось и следа. По свидетельству Н.В. Кириллова, бывшего электрика доломитового комбината, поводом к разрушению колокольни собора стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 года. В тот день была пасмурная погода, облака висели очень низко. Одному гражданину, бывшему в нетрезвом состоянии, показалась, что соборная колокольня накренилась и падает. Гражданин поднял крик, который подхватила воспитательница детского дома, приведшая на митинг своих воспитанников. В толпе началась паника. Мужчину, спровоцировавшего её, впоследствии, в 1937-м, осудили на семь лет исправительных лагерей. А колокольню разрушили годом позже – в 1938-м. На ней был установлен деревянный желоб, по которому спускали кирпич. Кирпич этот на телегах (бестарках) возили на строительство дороги Янушево – Малая Знаменка.
Сам собор в годы советской власти всё-таки выстоял, хотя от былой красоты и великолепия ничего не осталось. Но время шло…
Слайд 6
Перед поднятием колокола на колокольню Тихвинского собора.
Слайд 7
14 октября 1994 года состоялось освящение
здания Тихвинского собора и приём его в лоно церкви.
Службы в храме возобновились, но, если можно выразиться, проходили в полевых условиях. Ещё очень много предстояло сделать, в частности установить кресты над пятью куполами храма. Многие данковчане тогда жертвовали свои деньги на приобретение крестов. 27 марта 1996 года состоялось их торжественное возведение.
Слайд 8
Церковь великомученика Георгия Победоносца.
Церковь во имя
великомученика Георгия Победоносца, в отличие от других данковских храмов,
продолжала свое служение и в годы советской власти, окормляя православных верующих города.
Изначально церковь принадлежала Казачьей слободе. Руководствуясь данными окладных книг, мы можем утверждать, что на этом месте в 1676 году стоял деревянный храм. В 1791 году он сгорел. Спустя девять месяцев прихожане купили новую церковь в Урусове.
Слайд 9
Перевезли ее по частям, восстановили, и
после освящения в 1823 году здесь была возобновлена служба.
Но вскоре здание обветшало, стало рушиться.
Тогда данковское купечество решило выделить нужные средства на кирпич. Настоящая церковь с приделами мученика Александра и Митрофания Воронежского начало строиться в 1857 году. Освятили ее в 1872 году. Эта дата считается годом рождения данного замечательного памятника церковного зодчества.
Храм во имя Рождества Христова.
В 2005 году
возобновились богослужения в еще одном храме, закрытом советской властью в 30-е годы. Вот что повествуют писцовые книги XVIII века о церкви Сторожевской слободы Данкова: «В Данкове же на посаде, на берегу реки Вязовенки, слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да придел Николы Чудотворца, древяна клецки с папертью…»
3 сентября 1802 года вышел царский указ с запрещением делать деревянные храмы.
Слайд 11
Данное решение и послужило толчком к
началу строительства в 1873 году каменной церкви Рождества Христова.
Воздвигли ее за 37 лет: строительство было окончено в 1910 году. До XIX века в храме находилась чудотворная икона Божий Матери, написанная в середине XVI века.
По сообщениям старожилов, данный приход перестал существовать около 1933 года. Однако здание, к счастью, сохранилось.
И уже в 2006 году Христорождественская церковь стала постоянно действующей. В этом же году возведен крест на ее главный купол.
Храм во имя Иоанна Богослова.
Приход слободы
богословских казаков, церковь Иоанна Богослова, упоминается писцовыми книгами 1628г. – 1629г. как «церковное место». В окладных книгах 1676 года значится уже как церковь. Тогда храм был деревянный. Вместо этого сооружения 1780 году была построена другая деревянная церковь «в прежнее храмонаименование». В 1716 году приход составлял 16 дворов, в 1780 году – 54, в 1885 году – 134, прихожан – 930. И в 1885 году церковь оставалась деревянной. В XVIII веке она имела 39 десятин земли. Притч состоял из одного священниками и одного псаломщика.
Слайд 13
В 30 – годы XX века
храм был закрыт, уничтожены колокола, все иконы и иконостас.
Здание сначала использовалось как зернохранилище, затем – как керосиновая лавка и ,наконец, в качестве продовольственного магазина. По сведениям настоятеля храма отца Николая (Стаднюка), как только здесь стали продавать мясо, в здании начались необычайные явления и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали церкви, но лишь с августа 2003 года в нём проводятся постоянные богослужения.