Слайд 2
Введение
Речь – орудие труда педагога.
Дети усваивают язык
практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон,
манеру говорить.
Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.
Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Слайд 3
Техника речи
Техника речи – это совокупность умений
и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке
общения.
Слайд 4
Дыхание
Дыхание – основа внешней речи.
Дыхание – энергетическая
база, жизнь речи.
Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Слайд 5
Постановка дыхания
Привести себя в состояние покоя.
Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное
дыхание.
Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах.
Тренировать умение на
паузах «добирать» воздух.
Слайд 6
Голос
Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности,
направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей.
Голос каждого отличается
тембром.
В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.
Слайд 7
Голосоподача
Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная.
Основной тон речевого
голоса – микет.
Слайд 8
Дикция
Дикция – это ясное, чистое, чёткое ,
правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в
целом.
Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Слайд 9
Интонация
Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств
речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и
логическое ударение, тембр речи.
Слайд 10
Подготовка к чтению
Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание,
уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые
движут события вперёд.
Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.
Продумать способы исполнения.
Слайд 11
Рассказывание сказки
Сказка сказывается в естественной, разговорной манере.
Присказку нужно
читать в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и
словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза.
Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Слайд 12
Чтение рассказа
Точное знание того, о чём рассказываешь.
Рассказывая,
надо уметь показывать, а не играть.
Выражать своё отношение к
героям, событиям.
Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Слайд 13
Чтение басни
Исполнение басни предполагает естественный, близкий к
разговорной речи, тон.
Если басня имеет стихотворную форму, то её
чтение предполагает соблюдение ритмических пауз.
Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.
«Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Слайд 14
Чтение стихов
Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер
рифм должно быть учтено исполнителем.
Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха
иногда делается дополнительная пауза – цезура.
В конце строфы делается пауза.
При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость.
При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных).
Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово.
Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Слайд 15
Рассказ воспитателя
Виды рассказов: описательные, сюжетные.
Подготовка к рассказыванию:
определить тему, воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал,
составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа.
Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Слайд 16
Инсценирование литературных произведений
Инсценирование – это придание литературному
произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии,
как столкновение характеров(в поступках, в диалоге).
Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами.
Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Слайд 17
Классификация кукольных театров
Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр
картинок (полуобъёмные, плоскостные).
Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе,
«живые картинки», театр теней.
Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол.
Театрализованные игры-драматизации.
Слайд 18
Литература
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М.,
1986.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М., 1981.
Горбушина
Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. – М., 1978.
Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.