Слайд 2
Захаров Марк Анатольевич
В своей книге «Суперпрофессия» один из
ведущих театральных и кинорежиссеров страны Марк Анатольевич Захаров пишет:
«Чтобы стать профессиональным поэтом, балетмейстером, художником, режиссером и вообще творцом новых идей, необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить ее прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности». Эти слова прекрасно характеризуют и его собственный путь к вершинам творчества.
Слайд 3
Марк Анато́льевич Заха́ров
Марк Анато́льевич Заха́ров (р. 1933) — советский
и российский) — советский и российский режиссёр театра и кино.
Народный артист СССР (1991)[1])[1], руководитель театра «Ленком)[1], руководитель театра «Ленком». Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Слайд 4
Биография
Марк Захаров родился 13 октябряМарк Захаров родился 13
октября 1933 годаМарк Захаров родился 13 октября 1933 года
в Москве. Детство и юность М.А. Захарова прошли на Красной Пресне, в коммунальной квартире на тихой улице Заморенова. Его дед по отцовской линии занимался журналистикой, частым гостем у него в доме бывал Гиляровский. За свои революционные идеи сидел в Петропавловской крепости. В 1914 году ушел на фронт, где погиб вместе со своими старшими сыновьями.
Слайд 5
Биография
Революция застала отца М.А. Захарова в Воронежском кадетском
корпусе. Вступив в Красную армию, он прошел дорогами Гражданской
войны от Воронежа до Варшавы. После демобилизации работал в военно-физкультурной сфере. Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю.А. Завадского. Через год после рождения сына, в 1934 году, отец был арестован, судим по 58-й статье и приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Мать, оставив театральную студию, поехала за ним. Впоследствии отцу долго не разрешали жить в Москве, матери приходилось работать с утра до ночи. Поэтому были периоды, когда Марк подолгу не видел своих родителей. Основную заботу о нем брала на себя бабушка по материнской линии – Софья Николаевна Бардина, которая работала в системе просвещения заведующей образцовым детским домом.
Слайд 6
Биография
Позднее в своих мемуарах М.А. Захаров напишет: «После
начала войны и смерти моей всемогущей бабушки для нас,
вернувшихся из эвакуации в 1943 году в холодную и голодную Москву, в полученные с огромным трудом обратно две комнаты в коммунальной квартире, началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная». Отец, прошедший всю войну, служил после фронта в охранных частях Московского гарнизона, однако его довольно скоро снова выслали из Москвы как судимого по 58-й статье. Мать в одиночестве тащила семейную ношу, работая преподавателем в детских драмкружках. Впоследствии она много лет отдала детской художественной самодеятельности.
Слайд 7
Биография
Мама Марка Анатольевича Захарова Галина Сергеевна Бардина.
Слайд 8
«Синяя птица»
Вскоре после возвращения в Москву М.А. Захаров
увлекся Кукольным театром Образцова, спектакли которого приводили его в
восторг. А его первое знакомство с настоящим театром состоялось еще до войны, когда в 7-летнем возрасте его привели во МХАТ на «Синюю птицу» – спектакль, который, по его собственным словам, «мощным образом стимулировал в человеке фантазию вовсе не сказочным сюжетом, а какой-то особой энергетикой пробуждая в детском сознании стимулы для эмоционального, интеллектуального и духовного развития».
Слайд 9
Драмкружки
Будучи подростком, Марк, как и многие его сверстники
– будущие актеры и режиссеры, прошел через различные драмкружки.
Сначала посещал драмкружок своей матери, потом вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.
Слайд 10
После школы
В 1951 году, оканчивая десятилетку, М.А. Захаров
не мог определиться с выбором профессии между Военно-инженерной академией,
Архитектурным институтом и МИСИ имени Куйбышева. Однако судьба распорядилась иначе. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с отцовской 58-й статьей и не посоветовали даже сдавать экзамены. В МИСИ не прошел по конкурсу на выбранный им факультет...
Слайд 11
ГИТИС
После этого Марк Анатольевич подал документы в ГИТИС,
где сразу же был допущен к экзаменам, успешно сдал
их и был зачислен на 1-й курс актерского факультета. Его однокурсниками стали Л. Овчинникова, Ю. Горобец, В. Васильев, Ф. Мокеев, В. Бескова...
Слайд 12
А.М. Лобанов
Огромное влияние на начинающего актера оказал А.М.
Лобанов, художественный руководитель Театра имени Ермоловой – одного из
лучших московских театров той поры. Об этом человеке Марк Анатольевич позднее скажет так: «Этот педагог, преподававший нам актерское мастерство всего один семестр на 2-м курсе, потряс, перевернул во мне все вверх дном... Лобанов на всю жизнь подарил мне уверенность в себе, на его репетициях я впервые и как бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия... Он создал на нашем курсе никогда прежде и никогда после не встречавшуюся атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей и повышенной творческой интенсивности».
Слайд 13
Пермский областной драматический театр
В 1955 годуВ 1955 году
окончил актёрский факультет РАТИВ 1955 году окончил актёрский факультет
РАТИ (ГИТИСаВ 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). Осенью 1955 годаВ 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). Осенью 1955 года получил распределение в Пермский областной драматический театрВ 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). Осенью 1955 года получил распределение в Пермский областной драматический театр. Режиссурой начал заниматься в 1956 годуВ 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). Осенью 1955 года получил распределение в Пермский областной драматический театр. Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета.
Слайд 14
Режиссерский дебют
Спектакль «Аристократы» по пьесе Погодина стал его
режиссерским дебютом. «Именно здесь, в Пермском самодеятельном драмколлективе, –
вспоминал впоследствии Марк Анатольевич, – я почувствовал, помимо режиссерских склонностей, неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом».
Слайд 15
Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя
В 1959
годуВ 1959 году вернулся вместе с супругой актрисой Ниной
Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. ГоголяВ 1959 году вернулся вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Студенческий театр эстрадных миниатюр МГУВ 1959 году вернулся вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Студенческий театр эстрадных миниатюр МГУ (где играла Н. Лапшинова) под руководство В. С. Полякова.
Слайд 16
Режиссёр
С 1965 года режиссёр Московского театра сатирыС 1965
года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 годаС 1965
года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомолаС 1965 года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»).
Слайд 17
«“Юнона” и “Авось”»
В 1983 году во Франции, в
зале «Эспас Карден» прошли гастроли Театра имени Ленинского комсомола
со спектаклем «“Юнона” и “Авось”». Первая русская рок-опера, как назвали спектакль за рубежом, была прекрасно принята зрителями, получила восторженные отклики во французской прессе. «Во второй половине гастролей, – вспоминает Марк Анатольевич, – у нас появилось много постоянных зрителей, которые смотрели его спектакль по многу раз, некоторые русские парижане приводили детей и объясняли им, что все, что они видят, надо запомнить, потому что на сцене – настоящий русский язык и настоящая русская поэзия».
Слайд 18
«“Юнона” и “Авось”»
Вслед за Парижем спектаклю «“Юнона” и
“Авось”» аплодировали зрители Греции и США, Германии и Нидерландов.
Слайд 19
Преподавательская деятельность
В 1989 году избран народным депутатом СССР
от Союза театральных деятелей СССР. Был членом КПСС.
Работу в
театре М. А. Захаров уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Еще в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.
Слайд 20
Профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС)
В настоящее время
М. А. Захаров — профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС). Он секретарь
Союза театральных деятелей РФ, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», член СП Москвы (1999).
Слайд 21
Нина Тихоновна Лапшинова
Марк Захаров — автор многих статей по
вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на
разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.
Супруга — Нина Тихоновна Лапшинова, дочь — Александра, актриса.
Слайд 22
Александра Захарова
В 1983 году, окончив Театральное училище имени
Б.В. Щукина (мастерская Ю.Катина-Ярцева), Александра Захарова становится актрисой Московского
театра Ленком.
С 1982 го Александра Захарова начала сниматься в кино.
Признание и награды
Народная артистка России (2001)
Лауреат Государственной премии за роль Нины Заречной в спектакле «Чайка»
Лауреат Государственной премии за роль императрицы Екатерины в спектакле «Шут Балакирев»
Обладательница Приза «Мисс Очарование» за роль в фильме «Тонкая штучка»
Слайд 23
«Ленком»
За годы художественного руководства Марку Анатольевичу Захарову удалось
сделать «Ленком» заметным явлением в российской театральной жизни. Почти
30 лет театр вызывает пристальный интерес как у любителей театрального искусства, так и у зрителей в целом.
Слайд 24
Секрет «Ленкома»
Секрет огромной популярности «Ленкома», по мнению М.А.
Захарова, заключается в том, что театр «стремится следовать великим
заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти».
Слайд 25
Марк Захаров, Александра Захарова
Художественное руководство театром и
работа в режиссерской мастерской РАТИ практически не оставляют свободного
времени. Среди своих увлечений Марк Анатольевич особо выделяет литературу. Его любимые книги – сочинения Н. Бердяева и Пола Джонсона.
Слайд 26
Театральные постановки
1964 — «Карьера Артуро Уи, которой могло не
быть» Б. Брехта1964 — «Карьера Артуро Уи, которой могло не
быть» Б. Брехта (совместно с С. Юткевичем). Художник С. Юткевич. Студенческий театр МГУ.
1964 — «Неужели вы не замечали?» по В. С. Полякову. Московский театр миниатюр.
1966 — «Дракон» Е. Л. Шварца. Студенческий театр МГУ.
1966 — «Хочу быть честным» по В. Войновичу. Студенческий театр МГУ.
19671967 — «Доходное место»1967 — «Доходное место» А. Н. Островского1967 — «Доходное место» А. Н. Островского. Художник В. Я. Левенталь. Театр Сатиры.
1969 — «Банкет» А. Арканова и Г. И. Горина. Художники В. Лалевич, Н. Сосунов. Театр Сатиры.
1970 — «Проснись и пой» М. Дьярфаша (совместно с А. Ширвиндтом). Художник Э. Стенберг. Театр Сатиры.
1971 — «Разгром» по А. А. Фадееву1971 — «Разгром» по А. А. Фадееву. Художник В. Я. Левенталь. Театр им. Вл. Маяковского.
1972 — «Темп-1929» по Н. Ф. Погодину. Художник А. Васильев. Театр Сатиры.
1972 — «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта. Художник А. Васильев. Театр Сатиры.
1973 — «Чудак-человек» В. Азерникова. Художник В. Макушенко. Театр Сатиры.
Слайд 27
В Театре им. Ленинского комсомола (с 1990 года —
Театр «Ленком»)
1973 — «Автоград-XXI» Ю. И. Визбора и Захарова. Художник А.
Васильев.
1974 — «Тиль» Г. И. Горина по мотивам Шарля де Костера. Художники О. Твардовская, В. Макушенко. Композитор Г. И. Гладков.
1975 — «В списках не значился» Ю. И. Визбора по Б. Л. Васильеву. Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1975 — «Иванов»1975 — «Иванов» А. П. Чехова. Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1975 — «Ясновидящий» по Л. Фейхтвангеру. Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1976 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко по мотивам П. Неруды1976 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко по мотивам П. Неруды. Художник А. Иванов. Композитор А. Л. Рыбников.
1977 — «Мои Надежды» М. Ф. Шатрова. Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1977 — «Хория» И. Друцэ. Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1977 — «Парень из нашего города» К. Симонова (совместно с Ю. Махаевым). Художники О. Твардовская, В. Макушенко.
1978 — «Вор» Б. Мысливского. Художники О. Твардовская, В. Макушенко и т.д.
Слайд 28
Режиссёрские работы
1969 — Швейк во Второй Мировой войне (телеспектакль,
совместно с Алиной Казьминой(телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой, по
пьесе Б. Брехта)
1972 — Стоянка поезда — две минуты (с А. С. Орловым)
1973 — Проснись и пой (телеспектакль, совместно с А. А. Ширвиндтом)
19751975 — «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину. ТО «Экран»
1976 — Двенадцать стульев
19781978 — Обыкновенное чудо
19791979 — Тот самый Мюнхгаузен
1982 — Дом, который построил Свифт
1983 — Юнона и Авось (телеспектакль)
19841984 — Формула любви
19881988 — Убить дракона
2002 — Шут Балакирев (фильм-спектакль)
20022002 — Юнона и Авось
Слайд 29
Признание и награды
орден «За заслуги перед Отечеством» I
степени (13 октября 2008) — за выдающийся вклад в развитие
отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
орден «За заслуги перед Отечеством»орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
орден «За заслуги перед Отечеством»орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 1997) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие театрального искусства
орден Дружбы народов
заслуженный деятель искусств РСФСР(1977)
Государственная премия СССР (1987) — за постановку спектаклей «„Юнона“ и „Авось“» А. Л. Рыбникова и «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова в Театре имени Ленинского комсомола
народный артист СССР (1991)
Государственная премия Российской Федерации (1992, 1997, 2002)
Почётный член РАХ