Слайд 2
Виктор
Петрович
Астафьев
(1924-2001г)
Слайд 3
Автор: Мария Шмонова,
учащаяся 9 класса
МОУ Большекосульская СОШ
Слайд 4
Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна,
учитель русского языка и
литературы.
Слайд 6
Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с
цветообозначениями в произведениях писателя.
Объект исследования - цикл рассказов «Затеси»
Слайд 7
В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с
точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.
Слайд 8
Цель исследования
Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки
зрения.
Слайд 9
Задачи исследования
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Проанализировать
колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».
Слайд 10
Данная работа актуальна в научном плане, и имеет
практическую значимость, так как произведения писателя изучаются
на уроках литературы
в школе,
представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Слайд 11
Методы и приемы
Прием сплошной выборки.
Психолингвистический анализ произведений В.
П. Астафьева.
Исследовательско – поисковый метод.
Слайд 12
Структура исследовательской работы
Введение.
История цветообозначений.
Психолингвистический аспект изучения цвета.
Описание цветов
в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый,
голубой, зеленый).
Слайд 13
«Затеси» - своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый
в памяти писателя.
Слайд 14
Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева
Описание цвета в
применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом).
Черный цвет
– это цвет:
Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»));
траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));
Слайд 15
болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же
цвета, что и земля, - серовато–черная, с разводами выступившей
на ней соли.» («Паруня»));
несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));
Слайд 16
символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда
одета в черное – на ней вечный траур по
мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»));
ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));
Слайд 17
гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький
человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»);
маркер социально-политического положения
(«ничего не переменилось в их отношениях с чернью»);
символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));
Слайд 18
страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам,
как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на
ноги тот, черный и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»));
выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).
Слайд 19
Описание черного цвета в применении к природе (птицы,
животные, растения).
Картина приближаю-щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского
берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));
Слайд 20
умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились,
почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы
– они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»);
смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).
Слайд 28
Заключение
В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства
языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли
к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.
Слайд 29
У писателя они имеют те же значения, что
и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор
«Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.
Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.
Слайд 30
Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в
один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии: