Слайд 2
1) Библия достоверна с географической и исторической точки
зрения;
2) Библия не была искажена.
План:
Слайд 3
Критическим пунктом в защиту христианства является историческая достоверность
Библии.
Слайд 4
Если Бог действовал в истории и если Библия
является документом, описывающим Его действия, то мы считали бы,
что Библия должна быть вполне достоверным историческим источником. Мы считали бы, что она должна быть достоверной по внешней действительности, относящейся к событиям Божьего откровения.
Слайд 5
В ней упоминаются многие реки: Нил, Иордан, Тигр,
Еврат, Иавок, Арнон, Заред, Авана, Фарфар.
В ней упоминаются многие
горы: Ермон, Ливан, Фавор, Нево, Синай, Кармил, Гевал, Гаризим.
Упоминаются равнины и долины: долина Узреельская, земля Филистимская, Аполон, Сеннаар.
Слайд 6
В Библии упоминаются сотни городов: Ур, Вавилон, Ниневия,
Раамсес, Иерусалим, Хеврон, Мегиддон, Назарет, Капернаум, Антиохия, Эфес, Афины,
Коринф, Рим и многие другие.
Слайд 7
В упоминаниях географических мест Библия никогда не ошибается!
Слайд 8
Патриархальный период (Быт. 1—46) был подтвержден на Ближнем
Востоке открытием законов Хаммурапи и Нузирских плит. В предыдущем
столетии у критиков была плохая тенденция считать целый период, связанный с Авраамом, Исааком и Иаковом, мифическим и полуисторическим, но с помощью археологических открытий было доказано, что, по словам Уильяма Олбрайта, этот период "по существу Историчен".
Слайд 9
Ветхозаветная история о существовании Израиля в Египте близко
соответствует всему известному о Египте, полученному от внешних источников.
Слайд 10
Как только мы приступаем к миру новозаветного периода,
миру Римской империи, то общественно-политическое положение настолько усложняется, что
сама точность библейских авторов подвергается очень строгому испытанию. Например, политические разделения Малой Азии, представленные в Новом Завете, соответствуют разделениям, описанным римским географом Плинием. Фригния, Галатия, Ликаония, Киликия, Памфилия, Писидия, Азия, Мисия, Вифиния, — все они признаны Плинием и современными археологами как политически отдельные округи этой части Римской империи.
Слайд 11
В беседе о точности Нового Завета нееврейский историк
Лука заслуживает особенного внимания. Более всех новозаветных авторов Лука
пытался описать новозаветный мир в полном контексте истории Римской империи. Он начинает свое Евангелие в грандиозном стиле выдающегося греческого историка Фукидида: "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лук. 3:1—2).
Слайд 12
Лука упоминает определенных римских императоров: Августа, Тиверия, Клавдия
и Нерона, хотя последнего он не называет по имени.
Слайд 13
Он также упоминает некоторых римских правителей: Квириния, Пилата,
Сергия Павла, Галлиона, Феликса, Феста. Он говорит о трех
Иродах (Великом, Антипе, Агриппе), о Веренике, Друзилле, Анне, Каиафе, Анании, Гамалииле, самом выдающемся еврейском раввине того времени.
Слайд 14
Мы знаем, что в первом столетии н. э.
в Иерусалиме была синагога Либертинцев (Деян. 6:9); что в
то время в Эфиопии была династия цариц (Деян. 8:27); что население Ликаонии говорило старой родной речью (Деян. 14:11); что в то время, как апостол Павел находился в Коринфе, Галлион был проконсулом в Ахаии (Деян. 18:12); что в Коринфе существовала еврейская синагога (Деян. 18:4—7); что афиняне любили проводить время в бесполезной беседе и ставили жертвенники неведомым богам (Деян. 17:21—23); что корабли с зерном плыли из Александрии, Египта, под ветром Крита, останавливались в Кауде и Мальте и разгружались в Путеоле (Деян. 27—28).
Слайд 15
Как отметил Ф. Ф. Брюс: "Автор, связывающий повествование
с более широким контекстом истории мира, навлекает на себя
беду, если он неосторожен. Он предоставляет критическим читателям множество возможностей для испытания его точности".
Слайд 16
Особенная монета, относящаяся ко времени императора Веспасиана, представляет
Рим в виде женщины, сидящей на семи холмах, —
точный символ, использованный Иоанном Богословом (Откр. 17:9).
Слайд 17
Критики осмеивали книгу Даниила за то, что в
ней утверждается, что халдейским (т. е. вавилонским) царем во
время падения Вавилона был Валтасар (Дан. 5:30). Эта критика казалась вполне обоснованной потому, что древние историки, — такие, как Берос (250 г. до н. э.) и Александр Полиистор утверждали, что последним царем Вавилонии был Набонид.
Слайд 18
Так как Набонида не было при падении Вавилона,
Даниил сказал правду, когда написал, что правителем того времени
был Валтасар. Кстати, этим-то и объясняется таинственное заявление Валтасара, что тот, кто сумеет прочитать написанное рукой на стене, станет "третьим властелином в царстве" (Дан. 5:7 и 29).
Слайд 19
Ничто в Библии не было опровергнуто современниками –
в этом смысле она сама себя подтверждает.
Слайд 20
Библия внутренне непротиворечива и обладает целостностью.
Библия не была
искажена
Слайд 21
Существует 5686 манускриптов Нового Завета на греческом языке;
Более
10000 на латыни;
4100 – на славянских языках;
2500 –
на армянском;
Более 2000 на эфиопском;
+ сотни на других языках.
Слайд 22
99% Нового Завета скопировано без ошибок!
Слайд 23
Кстати, это доказывает, что фрагменты не были списаны
друг с друга, что только увеличивает их достоверность.
Слайд 24
«Илиада» Гомера имеет 643 копии.
Самая старая копия произведения
Гомера из дошедших до нас вышла в свет через
1000 лет после оригинала.
Сравним: мы имеем ВСЕ книги Нового Завета, скопированные с оригинала через 250 лет после написания.
Слайд 25
Клуб апологетов приглашает на встречу, посвященную подробному рассмотрению
следующих вопросов:
Слайд 26
Кто сформировал канон Ветхого и Нового Заветов?
На каком
основании в него вошли те или иные книги?
Почему мы
используем 66, а не 77 книг?
Что насчет «ошибок» в Библии?
Можно ли верить апокрифам?