Слайд 2
План
1. Сущность понятия «нетрадиционные религии», «деструктивные религиозные организации»
2.
Классификация нетрадиционных религий
3. Общий обзор деятельности деструктивных религиозных организаций.
Сравнительная характеристика с Христианством
4. Какие потребности удовлетворяются в сектах
5. Методы, применяемые в деструктивных религиозных организациях для вовлечения и удержания новых членов
6. Как уберечь себя и близких от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций
Заключение
Список литературы
Вопросы
Слайд 3
1. Сущность понятия «нетрадиционные религии», «деструктивные религиозные организации»
Нетрадиционные религии — совокупность религиозных вероучений,
появившихся во
второй половине ХХ в.
Нетрадиционные религии так же называют религиями Нового века,
альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными
(надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными
движениями (НРД) и т. п.
Нетрадиционные религиозные организации получили широкое
распространение в России. Как отмечают исследователи это явление
широкая экспансия подобных групп, свойственна периодам
экономических и политических кризисов.
Слайд 4
На январь 2004 года в
России было зарегистрировано 21664
религиозных организаций. Большинство из них -
нетрадиционные, т.е.
отмежевавшиеся от основных конфессий (христианство, буддизм, ислам),
не имеющие национальных корней на территории нашей страны.
Деструктивной религиозной организацией называется такая
организация, которая применяет обман при вовлечении и контроль
сознания для своих членов без их на то согласия.
Обман при вовлечении заключается в следующем:
К примеру, при приглашении на бесплатное тестирование или на какие-либо курсы, члены организации не информируют граждан о том, что их приглашают, фактически, в церковь, а плата за курсы будет взносом в эту церковь.
Контроль сознания заключается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций.
Слайд 5
2. Классификация нетрадиционных религий
Наиболее популярное основание для классификации нетрадиционных религий
является вероучение, догматика данных религий. По этому основанию можно выделить следующие виды нетрадиционных религий:
1. псевдохристианские;
2. неоориенталистские (неовосточные);
3. оккультизм;
4. неоязычество;
5. сатанизм;
6. псевдопсихологические и псевдомедицинские движения.
Несмотря на такое разнообразие нетрадиционных религий выделяют три типа их специфических признаков: первый тип (1) — организационные особенности, второй (2) — кадровые, третий (3) — вероучительные.
Слайд 6
Организационные особенности включают в себя поклонение живому божеству
(обожествление лидера); жесточайшую централизацию управления и суровую дисциплину; активное
миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собственности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера);
Кадровые особенности: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний и пр.;
3. Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции; ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклонства); синтетичность и эклектичность вероучения.
Слайд 7
3. Общий обзор деятельности деструктивных религиозных организаций.
Сравнительная характеристика с Христианством
Для наиболее наглядного
обзора деятельности деструктивных религиозных
организаций в сравнении с Христианством нами была составлена следующая
таблица.
Таблица 1. – Сравнительная характеристика деструктивных организаций с
Христианством.
Слайд 9
4. Какие потребности удовлетворяются в сектах
Что же заставляет идти людей
в секты? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, по-видимому, люди все же получают в сектах то, чего не хватает в обычной жизни, иначе подобное времяпрепровождение не имело бы смысла.
Сегодня в период экономической и социальной нестабильности, большинство людей получают удовлетворение лишь от плотских потребностей (сон, одежда, еда…). На остальное уже не хватает ни сил ни времени. Зато в любой секте Вам предложат богатые возможности самореализации и общения, Вам дадут ощущение смысла Жизни!
Слайд 10
Итак, в секте удовлетворяются
физиологические потребности. Пусть в минимальной степени. Но ведь это
является нормой для всех членов общины. А вот духовные потребности там удовлетворяются по максимуму
Например:
потребность в безопасности;
потребность в любви, в немотивированной заботе;
потребность в самооценке;
потребность в самореализации.
Слайд 11
5. Методы, применяемые в деструктивных религиозных
организациях для вовлечения и удержания новых членов
На сегодняшний день существует множество методов подвергнуть человека психологической обработке и втянуть его в деструктивную организацию.
Оказывается, существует модель, описывающая поэтапный процесс обретения психологического контроля над человеком. Три этапа состоят из размораживания прежней личности, ее замены новой и замораживания новой личности.
Слайд 12
Модель обретения психологического контроля над человеком
Слайд 13
Группа «Форум»
Вернер Эрхард (настоящее имя Джон Пол Розенберг)
родился 5 сентября 1935-го года. В 1960-ом году сменил
настоящее имя на более звучное – Вернер Эрхард (Werner Erhard) . В январе 1962-го года начал сотрудничать с компанией Parent's Magazine Cultural Institute. Через тренинги Вернера Эрхарда в свое время прошли миллионы участников.
Несколько десятилетий Вернер Эрхард возглавлял организацию «Форум», управлял ею и сумел достигнуть необыкновенного успеха. В конце девяностых годов проект стал рушиться – Вернер столкнулся с множеством проблем и предпочел удалиться, не желая наблюдать гибель собственного детища.
Слайд 14
В настоящее время в
деструктивных организациях систематически применяются следующие современные методы для вовлечения
и удержания новых членов:
психологической обработка;
приемы воздействия на сознание;
модификации поведения;
обман;
фальсификация;
запугивание;
применение психотропных веществ.
Данные методы позволяют поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание.
Слайд 15
6. Как уберечь себя и близких
от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций
Чтобы не стать жертвой негативного воздействия деструктивных религиозных организаций, нужно знать о приемах, которые используют вербовщики из данных объединений.
Помните! Ваша информированность - это ваш козырь; чем более вы информированы, тем лучше защищены.
Задайте несколько специальных вопросов и потребуйте четких и конкретных ответов.
Никогда не давайте домашний адрес и номер телефона незнакомому человеку!
Ни в коем случае не сообщайте незнакомому человеку информацию личного характера!
Помните! Вы в любой момент можете прекратить диалог и уйти.
Не поддавайтесь соблазну «дойти до самой сути», иначе любопытство вас погубит. Ваша неуязвимость - это иллюзия. Одному богу известно, сколько людей попалось на крючок и было завербовано в подобные организации только потому, что они считали себя умными, сильными и способными «выкрутиться» из любой ситуации.
Слайд 16
Заключение
В результате проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
Гарантии права на свободу совести и
вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь, как конструктивный, высший духовно- нравственный смысл, так и деструктивную, асоциальную направленность.
В силу большого разнообразия, классифицировать нетрадиционные религии достаточно проблематично, но несмотря на это выделяют три основных типа их специфических признаков: организационные, кадровые и вероучительные особенности.
3. Потребности, которые удовлетворяются в сектах разнообразны, но ключевыми являются духовные потребности. Именно это заставляет людей вступать в секты.
Слайд 17
4. Для вовлечение и удержание новых
членов в деструктивные религиозные организации часто используют такие методы,
как психологической обработка, приемы воздействия на сознание, модификации поведения, обман, фальсификация, запугивание, применение психотропных веществ. В качестве удержания членов применяются методы изоляции от семьи, аскетизм, наркотическая зависимость, ложное чувство вины, запугивание.
5. Чтобы уберечь себя и близких от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций, нужно быть крайне внимательным и не распространять информацию личного характера незнакомым людям.
Слайд 18
.
Список литературы
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в
современной России. М., - 1999.
2. Новые религиозные организации
России деструктивного и оккультного характера. - Информационно-аналитический вестник № 1 Изд-е 3-е, переработанное и дополненное.- Белгород, - 2000.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка.– М.: Русский Язык, - 1990.
4. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. URL: http://www.leary.ru/books/cult/?n (дата обращения: 20.05.2012)
5. Материалы из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 22.05.2012)
Слайд 19
Вопросы для самопроверки
По каким ключевым понятиям мы
сразу можно судить, что данная организация – деструктивная?
Назовите
три основных признака нетрадиционных религий. Дайте им краткую характеристику.
Какие потребности удовлетворяются в сектах? Можете ли Вы дополнить список этих потребностей?
Назовите основные методы, применяемые в деструктивных организациях, для вовлечения и удержания новых членов.
5. Как уберечь себя и близких от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций? Выскажите свое мнение по данному вопросу.