Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культура осетинского застолья

За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство. Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные места, ближе к старшим. Возрастной ценз при рассаживании участников трапезы соблюдался так строго, что эта процедура отнимала много времени
Культура осетинского застолья За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство. Исключение делали для гостей, Руководитель стола (фынджы хистар) первым делом брал наполненный аракой рог и произносил Так, например, если даже столы ломились от пищи, сидящий за трапезой должен Савва Кокиев писал: «Осетин относительно нее (пищи) отличается необыкновенной умеренностью, воздержанием и Ничто в человеке так не ценилось, как его ум, воспитанность, такт — В высшей степени непристойным считалось появиться в общественном месте в нетрезвом виде.Молодежь Лучшие качества народа должны развиваться и преумножаться в новых условиях современности. Трудно
Слайды презентации

Слайд 2 За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство.

За столом, как правило, рассаживались, строго соблюдая старшинство. Исключение делали для

Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные места,

ближе к старшим.

Возрастной ценз при рассаживании участников трапезы соблюдался так строго, что эта процедура отнимала много времени и породила поговорку: «Пока осетины расселись за столом, мельница намолола целый мешок зерна» (Цалынмæ иртæтæ фынджы уæлхъус бадтысты, уæдмæ куырой голладжы дзаг рыссыдта).


Слайд 3 Руководитель стола (фынджы хистар) первым делом брал наполненный

Руководитель стола (фынджы хистар) первым делом брал наполненный аракой рог и

аракой рог и произносил импровизированную молитву. Затем ее поддерживали

по старшинству остальные участники трапезы, после чего приступали к еде. Каким бы голодным ни был гость, дотронуться до пищи до произнесения молитвы старшим было невозможно.

Когда старший закусывал, младшие не должны были есть с ним: и только если он сам угощал младшего, последний должен был принять угощение, поблагодарив его словами: «Дæ хай бирæ».
Если старший предлагал выпить, младший брал рог, немного отпивал и возвращал обратно. Младшие раньше старших не садились за стол, зато раньше вставали из-за стола.


Слайд 4 Так, например, если даже столы ломились от пищи,

Так, например, если даже столы ломились от пищи, сидящий за трапезой

сидящий за трапезой должен был есть медленно, мало и

не давать хозяевам заметить, что он голоден. Принимая пищу, не полагалось разговаривать, съедать всю поданную пищу. То как себя вёл человек за столом, наблюдали десятки глаз.

От того, какое впечатление производил он за столом, зависело мнение о нем в обществе. Поэтому каждый из сидящих за столом очень тщательно следил за собой, за каждым своим движением и фразой. Уйти из-за стола и вернуться обратно для дальнейшего участия в застолье считалось неприличным.

Традиционный осетинский застольный этикет (ирон фынджы Гьдау) отличался детальной регламентированностью. «Ирон фынджы гьдау» предписывал жесткие нормы поведения как старшим, так и младшим.


Слайд 5 Савва Кокиев писал: «Осетин относительно нее (пищи) отличается

Савва Кокиев писал: «Осетин относительно нее (пищи) отличается необыкновенной умеренностью, воздержанием

необыкновенной умеренностью, воздержанием и выносливостью. Неумеренность и обжорство считаются

большим пороком. Малейший намек на страдания голодом считается большим бесстыдством, бессовестностью, почему осетин действительно стоически переносит голод, не заявляя никому об этом».

Русский военный врач И.И.Пантюхов, служивший на Кавказе, писал, что «осетин довольствуется таким малым количеством пищи, при котором европеец едва ли может сколько-нибудь продолжительное время существовать». Развивая эту мысль, видный осетинский этнограф прошлого столетия


Слайд 6 Ничто в человеке так не ценилось, как его

Ничто в человеке так не ценилось, как его ум, воспитанность, такт

ум, воспитанность, такт — качества, которые в осетинской действительности

являлись критерием оценки в целом человека (лæгдзинад).

Каждый из сидящих за столом понимал, что эти качества он может проявить прежде всего при сохранении ясного ума. Хотя гости нередко сидели за столом по несколько часов подряд, они не позволяли себе напиваться до потери своего лица (йæ цæсгом фесæфта): отпив глоток, возвращали бокал обратно.

Кроме того, каждый имел право на «пропуск» в кругу, то есть мог отказаться от очередного бокала. В таких случаях никто не настаивал, чтобы гость обязательно выпил. Это свое право гость мог использовать время от времени, несколько раз за вечер. Не заставляли пить тех, кто с самого начала заявлял об этом. Одним словом, каждый старался до конца застолья оставаться трезвым.


Слайд 7 В высшей степени непристойным считалось появиться в общественном

В высшей степени непристойным считалось появиться в общественном месте в нетрезвом

месте в нетрезвом виде.
Молодежь не пила спиртного вообще. Нарушивший

«ирон гЪдау» подвергался насмешкам и награждался позорными кличками. О таких людях говорили: «йæ гуыбыны фæстæ цæуы» (ходит за своим животом), «сæр гуыбынæй уаелдæр у» (голова выше чрева), «йæ зæрдæ йæ уæцъæфы ис» (у него сердце находится в чреве) и т.д.
В целом для общества был характерен трезвый образ жизни, отсутствовала тяга к спиртному.

  • Имя файла: kultura-osetinskogo-zastolya.pptx
  • Количество просмотров: 135
  • Количество скачиваний: 0