Слайд 2
Вызовы времени
и особенности современного ребенка
Слайд 3
Зафиксирован сдвиг возрастных границ детства
Учет особенностей современного ребенка
Слайд 4
Учет особенностей современного ребенка
Слайд 5
В чем смысл и значение введения ФГОС ?
Слайд 6
Что нового в новых стандартах?
Слайд 7
Отличительная черта стандартов второго поколения -
ориентация на достижение
планируемых результатов
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 8
Требования к личностным результатам
умение сотрудничать
отзывчивость
доброжела-тельность
ответствен-ность
самостоя-тельность
активность
Российская гражданская идентичность
толерантность
целостный,
социально
ориентированный взгляд
на мир в его органичном единстве и
разнообразии
Слайд 10
Универсальные учебные действия -
совокупность способов
действий учащегося, которые обеспечивают его способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса
Слайд 12
Предметные
результаты
Система основополагающих элементов научного знания, лежащая в
основе современной научной картины мира
Опыт специфической для данного предмета
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
Слайд 13
Как достичь образовательных результатов?
Менять образовательную парадигму
Слайд 14
Переход на деятельностную парадигму образования
Слайд 15
Обновление методического сознания учителя
Взаимодействие - процесс, в котором
происходит синтез различных человеческих сил, порождающий новые знания, новые организационные структуры
Понятие «Диалог»
трактуется как
столкновение
различных идей,
образов,
языков наук и искусств,
точек зрения
с целью взаимообогащения
Слайд 18
Диалог участников образователь-ного процесса
Диалог способов познания
Диалог с искусством
и диалог искусств
Диалог учебных дисциплин
Ученик - учитель
Ученик
- ученик
Учитель –
родители
Ученик - родители
Диалог с самим собой
Ученик –школьная образовательная среда
Обыденный - научный
Художественный - научный
Диалог произведений
Диалог читателя, слушателя, зрителя и автора
Диалог
точек зрения
Диалог интерпретаций
Диалог жанров, стилей, направлений
Диалог видов искусств
Диалог дисциплин естественно-математического цикла
Диалог дисциплин гуманитарного и естественно-математического циклов
Обыденный -художественный
Виды диалога, реализуемые в УМК
Ученик –внешкольная
культурно-образовательная среда
Диалог культур
Диалог национальных культур
Диалог культур
регионов
Диалог культур
разных эпох
Диалог культур
разных социальных групп
Диалог народной и профессиональной культуры
Диалог дисциплин гуманитарного цикла
Слайд 19
Думай, доказывай, действуй...
1. Кто и почему попал в
беду в басне «Лев и мышь»?
2. Как ты думаешь,
чем объясняется выбор героев басни?
3. Почему же обещание милости от мыши вызывает смех у льва?
4. Почему лев отпустил мышь?
5. Права ли была мышь? Как она
отблагодарила льва?
Лев Николаевич Толстой
Лев и мышь
(Из Эзопа)
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала отмаливаться; она сказала:
- Пустишь – и я тебя помилую.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему милость, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
- Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы от меня пришла отплата, а теперь видишь – живёт и от мыши милость.
Диалог искусств
Диалог реализуется в отборе содержания образования
Слайд 20
Геннадий Михайлович Цыферов
Мышонок
Один мышонок встретил как-то льва. Посмотрел
на него и засмеялся.
- А чего ты смеёшься? –
спросил его грозно лев.
- Ну как же, - объяснил мышонок. - Впервые вижу такой большой, такой жёлтый одуванчик.
Думай, доказывай, действуй…
Как ты думаешь, можно ли назвать произведение Г. М. Цыферова «Мышонок» – басней? Сравни это произведение с басней Л. Н. Толстого «Лев и мышь».
Кто и почему смеется в басне Толстого и в сказке Цыферова?
Можно ли подобрать пословицу к произведению Цыферова?
Как ты считаешь, произведение Цыферова содержит поучение или передаёт впечатление?
Диалог эпох.
Диалог жанров.
«- Вот
что я скажу тебе, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!
- Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.
Улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду».
Лилиан Муур. «Крошка Енот»
Выбери, выполни, поделись с другими
Подготовь выразительное чтение понравившегося произведения.
Нарисуй, каким ты представляешь себе льва из басни Л.Н.Толстого и льва из сказки Г.М.Цыферова.
Знаешь ли ты сказку Лилиан Муур «Крошка Енот», цитата из которой приведена выше? Расскажи, что случилось с маленьким Енотом.
Диалог произведений
Слайд 22
Лев Николаевич Толстой
Отец и сыновья
(Из Эзопа)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не
слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
Слайд 23
Почему сыновья не послушались , когда отец сказал,
что надо жить в согласии?
Как отцу удалось убедить сыновей?
Удалось
ли художнику передать мораль басни?
Диалог эпох
Богатство художественной идеи
Диалог национальных
культур
Диалог образного и логического мышления
Ценности
Слайд 25
«Стрекоза и Муравей»
– вечный сюжет
Слайд 26
ЭЗОП
МУРАВЕЙ И ЖУК
В летнюю пору гулял муравей по
пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы
запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Слайд 27
Эзоп. МУРАВЕЙ И ЦИКАДА
Стужа стояла, и ненастье
сошло с Олимпа. Но муравей еще в пору жатвы
собрал в своём жилье богатые запасы. А цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зёрнышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал муравей: «Ну, так попляши зимою».
Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.
Слайд 28
Эзоп – плохо быть непредусмотрительным.
Эзоп – надо
заботиться о насущной пище.
Слайд 29
Иван Иванович Хемницер. СТРЕКОЗА
Все лето стрекоза в то
только и жила, что пела;
Так хлеба ничего в запасе
не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе и вдвое заплатить».
«Да как же целое ты лето
Ничем не занималась?» -
Ей Муравей на это.
«Так виновата в том, да ты уж, не взыщи.
Я запастися все хотела, да лето целое пропела».
«Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи!»
Но это только в поученье
Ей Муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
Слайд 30
Эзоп – плохо быть непредусмотрительным
Эзоп – надо
заботиться о насущной пище
Хемницер – надо быть милосердным.
Слайд 31
В.А.Озеров. КУЗНЕЧИК
Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,
Все красны дни
пропел среди веселых нив,
Как вдруг зима: не стало в
поле крошки,
Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,
Чем душу пропитать.
Пришлося умереть иль где взаймы искать.
Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,
Явился к самому обеду:
"Почтенный Муравей, премудрый сын земли,
Запаса твоего частичку удели!
Я уверяю клятвой,
Что с ростом всё отдам пред будущею жатвой!"
Но Муравей довольно всем знаком:
Великий скопидом,
Ни зернышка он даром не погубит,
Охотник собирать, а раздавать не любит.
"Да как же запастись ты в лето не успел?" -
Спросил Кузнечика капиталист нечивый.
«Я, малым быв счастливый,
И день и ночь напевы пел
Всем встречным
И поперечным,
Не чаяв летним дням конца».
«Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»
Слайд 32
Эзоп – плохо быть непредусмотрительным.
Эзоп – надо заботиться
о насущной пище.
Хемницер – надо быть милосердным.
Озеров
– плохо быть скупым.
Слайд 33
И.А.Крылов. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться
не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж
дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползет она:
- Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! -
- Кумушка, мне странно это,
Да работала ль ты в лето? –
Говорит ей Муравей.
- То того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
- А, так ты… - Я без души
Лето целое все пела.
- Ты все пела? это дело
Так поди же попляши!
Слайд 34
Эзоп – плохо быть непредусмотрительным.
Эзоп – надо
заботиться о насущной пище.
Хемницер – надо быть милосердным.
Озеров – плохо быть скупым.
Крылов –?
Слайд 35
И.А.Крылов. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться
не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж
дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползет она:
- Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! -
- Кумушка, мне странно это,
Да работала ль ты в лето? –
Говорит ей Муравей.
- То того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
- А, так ты… - Я без души
Лето целое все пела.
- Ты все пела? это дело
Так поди же попляши!
Слайд 36
Выбери, выполни, поделись с другими
Узнай, кто еще написал
басни, использовав сюжет Эзопа о жуке и муравье.
Прочитай сказку
С.Козлова «Ежикина гора». Какое отношение имеет эта сказка к сегодняшнему уроку?
Найди иллюстрации к басне Крылова «Стрекоза и Муравей».
Как художник трактует басню?
Нарисуй иллюстрации к басням Хемницера и Озерова. Будут ли похожи их герои?
Подготовь выразительное чтение понравившейся басни.
Разыграй с друзьями сценку по басне Крылова.
Сравни японский и русский мультфильмы на этот сюжет.
Какие еще вечные сюжеты ты знаешь?
Слайд 37
Диалог участников образователь-ного процесса
Диалог способов познания
Диалог с искусством
и диалог искусств
Диалог учебных дисциплин
Ученик - учитель
Ученик
- ученик
Учитель –
родители
Ученик - родители
Диалог с самим собой
Ученик –школьная образовательная среда
Обыденный - научный
Художественный - научный
Диалог произведений
Диалог читателя, слушателя, зрителя и автора
Диалог
точек зрения
Диалог интерпретаций
Диалог жанров, стилей, направлений
Диалог видов искусств
Диалог дисциплин естественно-математического цикла
Диалог дисциплин гуманитарного и естественно-математического циклов
Обыденный -художественный
Виды диалога
Ученик –внешкольная
культурно-образовательная среда
Диалог культур
Диалог национальных культур
Диалог культур
регионов
Диалог культур
разных эпох
Диалог культур
разных социальных групп
Диалог народной и профессиональной культуры
Диалог дисциплин гуманитарного цикла
Какие виды диалога были реализованы в уроке?
Слайд 38
Междисциплинарное взаимодействие
Уровни установления связей при разных подходах
Слайд 39
Тема семьи
Метаметодический подход
Слайд 40
Наталья Дубина. Последнее яблоко
На самом краю стола лежало большое
яблоко. Оно было таким красивым, блестящим. Спелым, с красным бочком, что жалко было его есть.
Сперва к столу подошёл взрослый мужчина. Он полюбовался яблоком, наклонился, понюхал его и сказал:
- Не буду есть. Наверняка́ Мишка захочет.
Потом на яблоко долго смотрел мальчик Мишка.
- Не буду его есть. Оставлю маме, - сказал он.
Мама Мишки тоже решила:
- Оставлю его. Такое красивое!
А внутри яблока сидел червяк, жевал вкусную яблочную мякоть и думал о прекрасной челове́ческой черте – благоро́дстве.
www.themegallery.com
Слайд 41
Благородный – самоотверженный,
честный, бескорыстный.
Слайд 42
Н.Дубина
Последнее яблоко
Цель урока: способствовать полноценному восприятию рассказа.
Задачи
– создать условия, для того, чтобы учащиеся:
1) получили представление
о ключевых словах; о смысловой нагрузке имени персонажа; о композиции рассказа (обусловленность последовательности появления персонажей)
2) учились использовать интонацию, жесты, мимику при инсценировании рассказа;
3) учились выявлять мотивы поведения персонажей, соотносить мотивы, обстоятельства и поступки героев, оценивать поступки;
4) овладевали системой читательских умений;
5) осознали оттенки значения слов (благородный, самоотверженный, честный, бескорыстный).
6) Овладевали УУД: ?
Слайд 44
Маша Лукашина. Главное в жизни
Мы с папой
ходили в Музей Минералов. Я очень любила ходить в музей с папой, потому что он всегда покупал там что-нибудь. В Музее Минералов продавались камушки и открытки. Папа купил мне красный камень. Я положила его в карман и попросила купить зелёненький, с белыми полосками.
А папа мне ответил:
- Потом, Ирочка.
А я сказала ему:
-Ну, хоть открытку купи.
А он опять ответил:
- Потом, Ирочка.
А рядом стояла старушка, очень похожая на фею. Маленького-маленького роста, в высокой шляпе и с палочкой.
Она постучала палочкой по красивому мраморному полу и сказала:
- Запомни, Ирочка. Главное в жизни – это уметь сказать себе «нет».
Слайд 45
Олег Флавьевич Кургузов
Самая короткая история про любовь, пришедшая
на ум маленькому мальчику после изучения на уроке природоведения
круговорота воды в природе
В школе на уроке природоведения мы изучали процесс круговорота воды в природе. А после урока я подумал вот что:
- Мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ.
www.themegallery.com
Company Logo
Слайд 46
Сорокин Евграф Семенович.
Семейный портрет. 1844
Славянский Федор Михайлович.
Семейная картина.
(На балконе) 1851.
Слайд 47
Учимся «читать» картину
Рассмотри семейные портреты. Как ты считаешь,
можно ли сказать, что в этих семьях есть «круговорот
любви»? Обоснуй свою точку зрения. Какие выразительные средства, использованные художниками, помогли тебе «прочесть» картину?
Слайд 48
Сравнивая картины, обрати внимание:
куда направлены взгляды людей;
какие цвета
выбрали художники;
как художники расположили холст, как это повлияло на
композицию картины;
как изображена природа;
какие предметы окружают людей, что они могут рассказать об этих семьях.
Слайд 49
Маша Лукашина
Главное в жизни
Цель урока: способствовать полноценному
восприятию рассказа Маши Лукашиной, пробудить интерес к рассматриванию и
анализу картин.
Задачи – создать условия, для того, чтобы учащиеся:
1) получили представление о рассказчике и авторе, учились разделять точку зрения рассказчика и автора;
2) учились сопоставлять прочитанные произведения по смыслу;
3) учились выявлять мотивы поведения персонажей, соотносить мотивы, обстоятельства и поступки героев, оценивать поступки;
4) овладевали системой читательских умений;
5) учились «читать» картину, сопоставляя колорит, композицию, художественные детали семейных портретов;
6) расширили словарный запас (минералы, портрет, колорит, теплые и холодные цвета, палитра, горизонтально, вертикально).