Слайд 2
План
Термин «Католицизм»
История Римско-католической церкви
Вселенский собор
Понятие догмата
Особенности вероучения
Список литературы
Слайд 3
Слово «католический» происходит от греческого слова «καθολικός», что
значит «всеобщий, всецелый, всемирный». Это слово содержится в Символе
веры (система основополагающих догматов вероучения) и переводится как « соборный »: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Слайд 4
Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.
Наибольшее распространение
он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия,
Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.
Слайд 5
Римско-католическая церковь — сформировалась в I тысячелетии н. э. на
территории Западной Римской империи. Традиционно в трудах религиоведов считается,
что в результате Великого раскола 1054 года христианская церковь разделилась на Восточную и Западную.
История Римско-католической церкви
Слайд 6
Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в
III-IV веках
Слайд 7
РАСКОЛ ИМЕЛ МНОЖЕСТВО ПРИЧИН:
обрядовые, догматические, этические
различия между западной и восточной Церквами,
имущественные споры,
борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов,
разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
Слайд 8
Собор Святого Петра
— католический собор, являющийся наиболее
крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой
большой христианской церковью в мире.
Слайд 9
Вид на площадь Св. Петра с купола собора
Слайд 10
Вероучение
Священное Писание
Библия ( лат. перевод – Вульгата)
Священное Предание
Постановление
21 Собора (Вселе́нские соборы)
Энциклики – суждения Пап Римских по
церковным и мирским проблемам.
Слайд 11
Вселе́нские собор — собрания преимущественно епископата христианской Церкви
в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и
выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
Католическое вероучения, как и у любого христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Догматами постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего 21 собор), а кроме того - папские послания и постановления.
Слайд 12
Слово «догмат» происходит от греческого глагола dokein –
думать, полагать, верить (прошедшая форма – dedogmh – этого
глагола означает: решено, положено, определено). Догматами древние греки называли философские положения, принимаемые последователями какой-либо школы как аксиомы. Ими именовали уже устоявшиеся, бесспорные истины.
Слайд 13
Свойство Догмата:
Церковность — свойство догматов по
способу их существования и сохранения. Это означает, что догматы
могут существовать только во Вселенской Церкви, и вне её догматы, как основанные на Откровении, данном всей Церкви, не могут возникать. Именно Церковь, на Вселенских Соборах, имеет право закреплять за теми или иными вероучительными истинами именование догматов.
Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы выступают в роли правил и норм, не признавая которые, нельзя являться членом Церкви.
Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его домостроительстве. В догматах не определяются истины нравоучительные, литургические, исторические, естественно-научные и т. д.
Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это означает, что догматы не выводятся логическим путём, а происходят из Божественного Откровения, то есть даются человеку Самим Богом.
Слайд 14
Православие признает первые 7 Вселенских соборов, прошедших до
великой схизмы
Слайд 15
Католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том
числе проходившие после великой схизмы.
Слайд 16
Дополнительные догматы, принятые на
Вселенских Соборах Католической церкви
1)
Поправка к Никео-Цареградскому Символу веры, филиокве. Введёна в 589
г., Толедский собор, Испания. Утверждена в Риме на коронации германского императора Генриха II в 1014 году, при папе Бенедикте VIII.
2) Догмат о чистилище. 1439 г., Ферраро-Флорентийский собор, г. Феррары. Подтверждён в 1563 г. на Тридентском соборе.
3) Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. 1854 г., постановление Пия IX.
4) Догмат о безошибочности папы по делам веры и морали (ex cathedra: с кафедры). 1870 г., Первый Ватиканский собор.
5) Догмат о Вознесении Девы Марии. 1950 г. — возникновение, 1964 г. — подтверждение, в Lumen Gentium, догматической конституции Второго Ватиканского собора.
Слайд 17
Филиокве
Исхождение Св. Духа от Бога-Отца и Сына, согласно
filioque. Неизвестный провансальский художник (сер. XV века). Фрагмент росписи
алтаря
ФИЛИОКВЕ(лат. filioque - и от сына). догматическое дополнение, внесенное католической церковью. Идея Ф. возникала в 5 в., использовалась некоторыми поместными западными церквами. Официально филиокве формулируется на Толедском церковном соборе в 589 как добавление к христианскому Символу веры
Слайд 18
Догмат о чистилище
Чистилище. Иллюстрация Густава Доре
Согласно католическому
вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от
неискуплённых при жизни грехов
Учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году и Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. Окончательно учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе
Слайд 19
Индульгенция- грамота об отпущении грехов , выдаваемая католической
церковью от имени папы римского за деньги
Слайд 20
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
Католический догмат, согласно
которому Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны
и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех.
«Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце
Слайд 21
Догмат о безошибочности папы по делам веры и
морали
Догмат утверждает, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся
веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться
Слайд 22
Догмат о Вознесении Девы Марии.
Догмат основывается на сказании,
согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании
Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.
Тициан. «Вознесение».