Слайд 2
С самого начала истории русских женских монастырей, они стали
выполнять функции общественного служения. Так, в летописях, первый женский монастырь
упоминается в 1089 году. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, основал для своей дочери Анны Андреевский монастырь, при котором существовала первая известная в истории школа для девочек.
Слайд 3
Долгое время просветительская и благотворительная деятельность женских монастырей оставалась
в основном результатом частных инициатив. Однако со временем государственная власть начинает контролировать
подобную деятельность женских обителей. В XVIII веке государственное законодательство определяло социальную роль женских монастырей.
Слайд 4
А указ от 28 февраля 1870 года делал общественное
служение монастыря условием его возникновения: «согласно высочайшей воле, открытие новых обителей
допускается исключительно под непременным условием устройства при оных учебного или благотворительного заведения».
Одной из задач монастырского образования было дать детям знания, насущно необходимые для их дальнейшей самостоятельной жизни.
Слайд 5
В монастырях, среди прочего, велось и медицинское обучение. Во Владычно-Покровской
общине в Москве, основанной в 1869 году, существовали шестиклассная школа, фельдшерские
курсы и школа шелководства. По совету старца Амвросия в Шамординской общине были устроены детский приют, богадельня и школа для крестьянских девочек. В некоторых женских монастырях, где существовали школы для девочек, в курс обучения были включены фельдшерское дело и педагогика, «которые нацеливали выпускницу на участие в благотворительной и просветительской деятельности».
Слайд 6
Эта больница была лучшим медицинским заведением Киева.
Большую помощь
сёстры многих монастырей оказывали во время частых эпидемий конца XIX
века. «В 1892-1893 годах в Поволжье, в главный очаг эпидемии холеры, направлялись монахини и послушницы Костромского Богоявленского монастыря, Московской Покровской и Псковской Иоанно-Ильинской общин.
Слайд 7
Миссионерское служение женских монастырей осуществлялось по большей части посредством привлечения
населения благотворительной деятельностью обителей. Подобные монастыри, помимо миссионерской деятельности, участвовали
в работе по формированию национальной письменности местных народов, приобщали их к русской культуре.
Слайд 8
По рассмотрении общественного служения русских женских монастырей обращает на себя
внимание многообразие их социальной активности в сравнении с мужскими монастырями.
Слайд 9
Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины XV
века. Основан предположительно одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально
был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 4 км от нынешнего расположения монастыря. Название берёт от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая.
Слайд 10
Так уж повелось на Святой Руси, что человек,
устав от суетности мирской жизни, желая постичь смысл этой
жизни, отправляется в монастырь, чтобы обрести мир в душе, найти ответы на волнующие вопросы. Наряду с воцерковленными паломниками, которые знают, для чего едут в монастырь, все чаще стали приезжать люди, которые интуитивно чувствуют в трудные минуты жизни, куда надо ехать, где искать утешение.
Слайд 11
Издавна монастыри славились различными видами промыслов и рукоделий.
Швейное дело – традиционное занятие монастырей. Известно, что Матерь
Божия была очень искусная рукодельница и швея.
Кроме изготовления церковных облачений в монастырских мастерских изготавливалась военная форма и знамена для армии, а также – форменные парадные платья придворных дам. Монастыри занимались вышивкой, кружевоплетением, шитьем жемчугом, золотым и серебряным шитьем, ткачеством.
Слайд 12
Сейчас в основном в монастыре шьют одежду и
церковную форму для сестер, одежду для воспитанниц приюта, костюмы
для детских спектаклей и выступлений.
Изделия швейной мастерской можно приобрести в монастырской лавке: это юбки, фартуки, халаты, ночные рубашки, прихватки для кухни, декоративные сумочки и рюкзачки, пояса и закладки для богослужебных книг.
Слайд 13
Идея создания музея возникла в связи с тем, что паломники часто
проявляют интерес к тому, каким образом сестры попадают в монастырь, что заставляет
их, отказавшись от мира, идти служить Богу, в чем смысл монашеской жизни. Эти вопросы интересуют многих людей, но не каждый осмеливается их задавать. Человеческая душа стремится понять свою жизнь и жизнь окружающих людей, разобраться в собственной жизни и в собственном мировосприятии.