Слайд 2
Древнерусская культура складывалась из двух начал: влияния Византии
и духовного наследия древних славян.
Слайд 3
Древняя Русь – это эпоха становления не только
отечественной государственности, но и нашей национальной культуры. Решающее влияние
на духовную жизнь Руси оказало принятие христианства в 988 году.
Слайд 4
Давно прошли те времена, когда историки видели в
славянах лишь первобытный народ с примитивной духовной жизнью. Великолепные
образцы декоративно-прикладного искусства, сюжеты русских народных сказок и преданий – всё это позволяет утверждать, что к моменту крещения Руси наши предки имели высокую духовную культуру.
Слайд 5
Следы древних верований сохранились и в художественной культуре
русского народа. На вышивках, керамике, украшениях, художественной росписи предметов
быта мы видим пришедшие из глубины веков языческие символы Солнца и плодородия.
Слайд 6
Приход новой монотеистической религии привёл к истинной духовной
революции. Вчерашние язычники приобщались к вечным ценностям христианства. Представление
о Боге – творце всего сущего изменили представления об окружающем мире и месте в нём человека. Идея пришествия Богочеловека Христа формировала представление о личности и человеке.
Солярные знаки (культ Солнца) восточных славян, обереги
Слайд 7
Большое значение для культурного развития Древней Руси имело
влияние Византии. От её культурных традиций Русь восприняла основные
каноны архитектуры, жанры и принципы изобразительного искусства и литературы. Но русская культура с самого начала не сводилась лишь к подражаниям греческим образцам.
Русские люди создали такой художественны мир, «который при всей своей преемственности от Византии является глубоко оригинальным творением русского народа»
(В.Н. Лазарев, искусствовед).
Виктор Никитич Лазарев
Слайд 8
Подобно другим европейским государствам того времени, в Древней
Руси господствовало религиозное мировоззрение. Его отражает большинство сохранившихся до
наших дней памятников искусства и литературы: иконы, храмы, рукописные книги и
т. д. Светские начала представлены в основном в произведениях устного народного творчества и предметах декоративно-прикладного искусства.
Слайд 9
Важной особенностью духовной жизни Руси было культурное единство
народа. До эпохи петровских преобразований разделение на культуру господствующих
слоёв и культуру народных масс было выражено очень слабо.
Слайд 10
В целом культура Руси развивалась в рамках традиционализма.
Следование традициям, почитание старины – характерные черты духовной жизни
любого средневекового народа.
Слайд 11
В целом культура Руси развивалась в рамках традиционализма.
Следование традициям, почитание старины – характерные черты духовной жизни
любого средневекового народа. С традиционализмом тесно связана такая специфическая черта духовной жизни Древней Руси, как анонимность. Мы знаем много замечательных памятников литературы, архитектуры, изобразительного искусства, но чаще всего имена их создателей нам неизвестны.
Д.С. Лихачёв, академик:
«Это было искусство, создававшееся путём коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью и единством всей – в основном безымянной – письменности».
Эти слова можно с полным основанием отнести ко всем сферам духовной жизни Древней Руси.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Слайд 13
Письменность стала распространяться после принятия христианства, хотя, возможно,
до этого существовало и ограниченно применялось пиктографическое письмо в
форме «черт и рез» (счётные знаки в форме чёрточек и зарубок, знаки для гадания и т.п.)
Слайд 14
Алфавит, которым мы пользуемся до сих пор, создали
в веке греческие монахи Кирилл и Мефодий. Сами они
проповедовали его среди западных славян в Моравии, а их ученики – на юге славянского мира, в Болгарии, которая приняла христианство раньше Руси.
В связи с этим в концу Х века греческие духовные книги уже были переведены на старославянский язык (так называется язык древних болгар). От древнерусского языка старославянский отличался мало, поэтому делать переводы книг не требовалось.
Слайд 15
После принятия христианства на Руси стали появляться первые
рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг
называется Остромирово Евангелие. Она была создана писцом Григорием для новгородского посадника Остромира.
Слайд 16
Древнерусские книги оформлялись миниатюрами и украшались роскошными окладами.
Слайд 17
Во времена правления князя Владимира I при монастырях
были организованы первые школы. В отличие от стран Западной
Европы на Руси грамотность не являлась привилегией господствующих сословий. Навыками чтения и письма владела значительная часть городского населения.
Об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты. Впервые они были найдены археологами в Новгороде в 1951 году. В настоящее время известно около тысячи таких грамот.
Автопортрет новгородского мальчика Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Выписана также половина азбуки от А до К
Слайд 18
Это письма друг к другу жителей Новгорода. Среди
таких грамот есть и хозяйственные письма, и завещания, и
даже любовные послания. Помимо Новгорода берестяные грамоты найдены в Полоцке, Смоленске, Пскове и других городах.
Слайд 19
Древнерусские люди оставили нам и множество надписей на
предметах и стенах зданий (граффити).
Слайд 21
В Древней Руси жил легендарный поэт Баян, упоминающийся
в «Слове о полку Игореве». Автор «Слова» называет Бояна
соловьём старого времени: «свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали».
Васнецов В. М. Баян
Слайд 22
К временам Киевской Руси восходят сюжеты русских былин.
Под этим словом сейчас понимают песни эпического характера. Остаётся
спорным вопрос, насколько полно былины отражают историческую действительность.
В.Я. Пропп, выдающийся исследователь русского фольклора сер. ХХ века, считал былинные сюжеты воплощением многовековых народных идеалов справедливости и героизма без прямой привязки к историческим событиям.
Владимир Яковлевич Пропп
Слайд 23
Другую точку зрения отстаивал Б. А. Рыбаков. В
былинах он видел отклик на реальные события. Рыбаков насчитал
около 30 персонажей былин, имеющих, по его мнению, прототипов среди реальных исторических лиц.
Борис Александрович Рыбаков
Слайд 24
В настоящее время можно признать доказанным факт многослойности
былин. Сюжеты и герои народного фольклора соединяют в себе
события различных периодов отечественной истории.
Отражение в памятниках устного народного творчества процессов исторической и социальной жизни не подлежит сомнению. Место действия в них – реальная русская земля, но изображаемая с поэтическим вымыслом и элементами фантазии.
Васнецов В.М. Богатыри
Слайд 25
Народные сказители создали поэтичные и масштабные образы богатырей.
Воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, богатырь-пахарь
Микула Селянинович, великан Святогор, гусляр Садко отражают в народном сознании идеалы мужества, патриотизма и созидательного труда.
Репин И. Е. Садко в подводном царстве
Святогор
Слайд 26
Письменная литература зародилась на Руси после принятия христианства.
Именно в «искусстве слова» раньше всего начала проявляться национальная
самобытность русской культуры. Уже XI веком датируется русское летописание.
К сожалению, древнейшие летописи до наших времён не дошли, они сохранились фрагментарно в составе более поздних летописных сводов.
Слайд 27
В начале XII века киево-печерским монахом Нестором была
написана знаменитая «Повесть временных лет». Это замечательное произведение по
праву считается главным в русском летописании. Оно легло в основу подавляющего большинства летописей последующих эпох. Труд Нестора дошёл не в подлиннике, а в составе трудов других летописцев, которые на протяжении веков вносили в текст «Повести» свои изменения и доработки.
Антокольский М. М. Нестор летописец
Слайд 28
Летописный рассказ начинается с изложения библейского сюжета о
всемирном потопе и разделе земли между сыновьями Ноя. И
это неудивительно, так как история всякого народа рассматривалась в то время как промысел Божий и продолжение священной истории. Не случайно Нестор использовал библейские сюжеты. Он хотел показать место Руси во всемирно-историческом процессе.
Далее идут рассказы о племенах древних славян, миссии апостола Андрея, основании Киева, призвании варягов, образовании русского государства и т.д.
«Повесть временных лет» – ценнейший источник для изучения древнейшей истории нашего Отечества. Поражают стройный стиль повествования, широта взглядов автора, патриотический дух произведения.
Слайд 29
С распространением христианства связано появление житий святых (другое
название этого жанра – агиография). Перу Нестора принадлежат жития
Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия. Жития святых помогали жителям страны, недавно принявшей православие, постичь христианский идеал духовного совершенства.
Мученики Борис и Глеб с Житием
Феодосий Печерский
Слайд 30
Большой интерес представляет «Слово о Законе и Благодати»,
написанное Иларионом – первым киевским митрополитом из русских людей.
Его сочинение – первый дошедший до нас русский богословско-политический трактат.
Рассуждая о принятии Русью христианства, Иларион высоко оценивает её авторитет среди других стран и народов. Ярко звучит возносимая митрополитом похвала князю Владимиру. Тем самым он противопоставляет свою точку зрения грекам, которые считали крещение «варварской» страны своей заслугой. Во всём произведении Илариона доказывается церковная самостоятельность Руси.
Слайд 31
О литературе Киевской Руси замечательно написал академик Д.
С. Лихачёв: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной
темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни».
Слайд 33
О зодчестве древних славян мы знаем очень мало,
так как деревянные памятники до наших дней не сохранились.
Несомненно, что славяне обладали строительными навыками.
Слайд 34
Распространение христианства сопровождалось созданием на Руси великолепных произведений
каменного зодчества.
Из Византии пришла традиция строительства крестово-купольных храмов. Основу
конструкции таких сооружений составляют несколько столбов, в плане образующих крест. Здание храма завершается куполом, символизирующим небо. Самая важная часть храма – алтарь. Православные храмы всегда строятся алтарём на восток, поэтому восточная стена храма имеет алтарные полукружия – апсиды.
Слайд 35
При князе Владимире I в самом конце Х
века византийскими мастерами в Киеве была заложена церковь Пресвятой
Богородицы.
Слайд 36
При князе Ярославе Мудром в центре Киева был
построен собор Святой Софии (Премудрости Божией).К этому величественному 13-главому
храмы, образуя целый архитектурный ансамбль, примыкали митрополичьи палаты и княжеский дворец. Огромное внутреннее пространство храма расчленяли 12 крестообразных столбов. С трёх сторон собор был ограждён двойными галереями – гульбищами. В последующие эпохи храм неоднократно перестраивался.
Слайд 37
Несколько позже киевского, в 1045 – 1050 гг.,
был построен новгородский храм Святой Софии – 5-главыйй крестово-купольный
храм с мощными лопатками (плоский вертикальный выступ на стене здания), отличающийся строгостью, монументальностью и лаконичностью форм.
Слайд 38
Во второй половине XI века Софийский собор был
сооружён и в городе Полоцке. Одним из древнейших памятников
отечественной архитектуры является сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Слайд 40
Развитие изобразительного искусства, как и архитектуры, было связано
с творческим наследием Византии. Греческие мастера находили себе учеников
среди русских людей.
Первый русский художник, о котором мы знаем, - монах Киево-Печерского монастыря Алимпий, живший на рубеже XI-XII веков. Однако письменные источники донесли до нас только имя живописца, поэтому неизвестно, какие работы создал Алимпий и есть ли они среди сохранившихся произведений искусства.
Преподобный Алимпий Печерский, иконописец
Слайд 41
Живопись Древней Руси была представлена фресками и мозаикой,
а также иконописью.
Слайд 42
Фреской называется изображение, выполненное по сырой штукатурке. Замечательный
памятник фресковой живописи – роспись Софийского собора в Киеве.
Тематика фресок, сохранившихся на его стенах, поражает своим разнообразием.
Слайд 43
Здесь представлены не только сцены из Евангелия, но
и сюжеты из светской жизни. Художники изобразили дочерей Ярослава
Мудрого, игры на константинопольском ипподроме, охоту на медведя и даже поединок ряженых.
Слайд 44
Кроме фресковой живописи Софийский собор в Киеве был
украшен мозаикой. Так называется изображение, выполненное из мелких кусочков
цветных камней, смальты (цветного непрозрачного стекла в виде кубиков или пластинок), керамических плиток.
Слайд 45
Кроме фресковой живописи Софийский собор в Киеве был
украшен мозаикой. Так называется изображение, выполненное из мелких кусочков
цветных камней, смальты (цветного непрозрачного стекла в виде кубиков или пластинок), керамических плиток. Великолепно исполнено мозаичное изображение Богоматери Оранты, находящееся в апсиде главного алтаря Софии Киевской.
Слайд 46
Замечательны мозаики и в соборе Михаила Архангела Златоверхнего
монастыря в Киеве. Полотна выполнены с эффектом световой подвижности
рисунка. Знаменитое изображение святого Дмитрия Солунского, составленное из кубиков смальты, то мягко мерцает неярким светом, то ослепительно вспыхивает.
Дмитрий Солунский
Слайд 47
После распада Киевской Руси мозаика многие столетия не
будет использоваться в русском искусстве
Слайд 48
Совершенно другая судьба ждала русскую иконопись. Ей предстояло
сыграть особую роль в истории отечественной культуры. В переводе
на русский язык греческое слово «икона» значит «образ». Так называются почитаемые верующими изображения священных лиц и событий.
Слайд 49
Иконы не просто украшение храма. Почитание икон –
неотъемлимая составляющая православия. Верующие называют иконы источниками божественной благодати.
С давних времен главной святыней России считается иконы Владимирской Божией Матери. По церковным преданиям, икона была написана самым евангелистом Лукой. Искусствоведы полагают, что икона написана в Византии в XI-XII веке.
Слайд 51
Вместе с принципами храмового строительства, канонами и жанрами
изобразительного искусства в русскую культуру пришла и церковная музыка.
Церковное песнопения – обязательная составляющая православного богослужения.