Слайд 2
Сказка
- Как же начиналось
это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто
полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему:
Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье.
Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала золотая Хохлома!
Слайд 3
Из истории хохломской
росписи
Близ Нижнего Новгорода,
среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей
России. Доходила она и до Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив
всемирную славу.
Слайд 4
Хохлома
Хохломская роспись, русский
народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит
от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель)
отличается тонким растительным
узором, выполненным красным и
черным (реже зеленым) тонами и
золотом по золотистому фону.
/БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./
Слайд 5
Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична
и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно
Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Слайд 6
Цвета хохломы
Рисунок
Хохлома издревне привлекал своей красочностью и яркостью.
Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное
искусство с украшениями древнерусских рукописных книг
и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия
только тремя красками. На любом предмете, украшенном
хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные
по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и
выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими
сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.
Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался
праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни
часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением –
не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в
каждой семье можно было встретить расписную хохломскую
ложку.
Слайд 7
Рисунок хохломы
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.
Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки,
рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Слайд 8
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с
листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А
трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Слайд 12
Процесс производства
Процесс производства различных изделий расписанных под
хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь),
не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.
Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Слайд 13
Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на
станке.