Слайд 2
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов
и полей , стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там
смелые и умные, добрые и работящие мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Слайд 3
И решили лепить из нее посуду разную, да
такую, какой свет не видывал. Думали-думали и придумали. Нашли
они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
Слайд 4
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои
изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры
из сеточек, полосочек, цветов.
Слайд 5
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям,
и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Слайд 6
И по сей день трудятся в нем внуки
и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и
расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 7
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов,
выпускающих посуду. Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с
1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры. Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора.
Слайд 8
До середины XVIII века Гжель делала обычную для
того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Гжельские изделия прошлого совсем не похожи на современные. Изначально изделия из глины расписывали желтой, охристой, зеленой, синей, коричневой краской.
Слайд 9
Технология изготовления. Сырьевой цех Гжельского фарфорового завода, отсюда
начинается заготовка фарфорового раствора – шликера .
Слайд 10
Затем в гипсовую форму литейщик заливает жидкую керамическую
массу — шликер .
Слайд 11
Пористый гипс вытягивает и впитывает влагу, шликер постепенно
затвердевает, приобретая очертания формы. Далее форму раскрывают и достают
полуфабрикат, вручную подправляют и заглаживают «швы».
Слайд 12
Керамические изделия подвергают обжигу дважды. Первый утильный обжиг
производят при относительно низкой температуре.
Слайд 13
После предварительного обжига изделия проходят «фуксиновый контроль»: полуфабрикаты
опускают в розовый нестойкий раствор фуксина, пропадающий под воздействием
света. Этот технологический процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий, делает заметными мелкие трещинки и сколы.
Слайд 14
Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. Перед покрытием
глазурью будущая гжель представляет сочетание розового и чёрного цветов.
Слайд 15
Расписанные изделия покрывают глазурью, густой белой не прозрачной
жидкостью, которая после обжига становится прочной и прозрачной, как
стекло.
Слайд 16
После нанесения глазури изделиям предстоит выдержать окончательный второй
обжиг. Воздействие высокой температурой превращает «молочные» изделия в бело-голубые:
глазурь становится прозрачной и крепкой, а роспись приобретает знаменитый васильковый оттенок. От высокой температуры большинство красок выцветает, только кобальт сохраняет свою небесную синеву. Именно поэтому изделия этого художественного промысла выдержаны в синих тонах.
Слайд 17
Основным приёмом гжельской росписи является кистевой мазок