Слайд 2
ПРОБЛЕМА
КАК СДЕЛАТЬ МИР СОВРЕМЕННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОСТУПНЫМ ДЛЯ СЛЕПЫХ
И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ?
НЕ УМОЛЯТЬ СПОСОБНОСТЬ АВТОРА ПРЕДСТАВИТЬ ЭФФЕКТНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
СО ВСЕМИ ВЫГОДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ НЕ ТОЛЬКО УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЛЮБОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ, НО И ВСЕМ СЛУШАТЕЛЯМ ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМАЛЬНУЮ И ПРАВИЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ НЕЕ.
Слайд 3
ПОТЕРЯ ЗРЕНИЯ В МИРЕ
ОКОЛО 314 МЛН. ЧЕЛОВЕК СТРАДАЮТ
ДЕФЕКТАМИ ЗРЕНИЯ
ИЗ НИХ:
37 МЛН.- СЛЕПЫЕ
124 МЛН. ПЛОХО ВИДЯТ ДАЖЕ
ПОСЛЕ КОРРЕКТИРОВКИ ЗРЕНИЯ
153 МЛН. ИМЕЮТ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКТИРОВАТЬ ОШИБКИ ПРЕЛОМЛЕНИЯ
Слайд 4
СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
90% ЛЮДЕЙ С ДЕФЕКТАМИ ЗРЕНИЯ –
СЛАБОВИДЯЩИЕ,10%- СЛЕПЫЕ
-УДОБНЕЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ В АУДИОФОРМАТЕ, В Т.Ч.
ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМАТАХ;
-ДЛЯ ТОТАЛЬНО СЛЕПЫХ-БРАЙЛЬ;
- ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ- УКРУПНЕННЫЙ ПЛОСКОПЕЧАТНЫЙ ШРИФТ.
Слайд 5
ФОН
ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНТРАСТНУЮ ЦВЕТОВУЮ ГАММУ (БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ТЕМНОМ
ФОНЕ ИЛИ ТЕМНЫЙ ТЕКСТ НА ФОНЕ КРЕМОВОГО ЦВЕТА);
ФОН НЕ
ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗНОЦВЕТНЫМ;
ЕСЛИ НУЖНЫ ФОНОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НИЗКУЮ ЯРКОСТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНЫЙ КОНТРАСТ С ТЕКСТОМ.
Слайд 6
КОЛИЧЕСТВО ТЕКСТА НА СЛАЙДЕ И РАЗМЕР ШРИФТА
НА КАЖДОМ
СЛАЙДЕ НЕСКОЛЬКО СТРОК ТЕКСТА ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПУНКТОВ (ОПТИМАЛЬНО 5-7
ПУНКТОВ С 5-6 СЛОВАМИ В КАЖДОЙ СТРОКЕ, ВЫРАВНЕННЫХ ПО ЛЕВОМУ КРАЮ СТРОКИ);
МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ДОСТАТОЧНО МЕСТА, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЭФФЕКТА «ПЕРЕПОЛНЕНИЯ» СЛАЙДА;
ТЕКСТ КРУПНОГО ШРИФТА (НЕ БОЛЕЕ 5-6 СТРОК С ИНТЕРВАЛОМ В 1,5 СТРОКИ МЕЖДУ НИМИ В СЛАЙДЕ);
ПО КРАЯМ СЛАЙДА – СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЗАГОЛОВКА, КОЛОНТИТУЛОВ И ДР, ИХ НАНОСИТЬ ШРИФТОМ 48 КЕГЛЯ;
ЕСЛИ СВОБОДНОГО МЕСТА НЕДОСТАТОЧНО, ТО ВСЕ РАВНО: НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЕГЛЬ МЕНЬШЕ 32 ДЛЯ ЗАГОЛОВКА.
ЛУЧШЕ ЧИТАЕТСЯ ТЕКСТ, НАБРАННЫЙ СМЕШАННЫМИ СИМВОЛАМИ, НАПРИМЕР, строчными и ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
Слайд 7
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ТИП ШРИФТ А
ШРИФТ БЕЗ ЗАСЕЧЕК (ARIAL, VERDANA,
HELVETICA);
ИЗБЕГАТЬ КУРСИВНОГО СТИЛЯ, И ДРУГИХ «ПРИЧУДЛИВЫХ» СТИЛЕЙ;
ПОСТАРАТЬСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В
ОДНОМ СЛАЙДЕ ТОЛЬКО ОДИН ТИП ШРИФТА;
ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ БОЛЬШИЙ КЕГЛЬ ИЛИ ПОЛУЖИРНЫЙ СТИЛЬ ТОГО ЖЕ ШРИФТА.
Слайд 8
ЦВЕТ И КОНТРАСТНОСТЬ
БОЛЕЕ ВАЖНАЯ КАТЕГОРИЯ, ЧЕМ РАЗМЕР ШРИФТА;
КОНТРАСТ
ПО ЯРКОСТИ : САМЫЙ ВЫСОКИЙ - МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И
БЕЛЫМ ЦВЕТОМ;
ЦВЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИМЕЮТ ВЫСОКИЙ КОНТРАСТ, ЕСЛИ ИХ ЦВЕТА ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА: КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ-СИНИЙ;
НАСЫЩЕННЫЕ ЦВЕТА НЕ ИМЕЮТ КОНТРАСТНОСТИ ПО ЯРКОСТИ, ПОЭТОМУ ОСНОВНОЙ КОНТРАСТ В ПРЕЗЕНТАЦИЯХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПО ЯРКОСТИ, А НЕ ПО ЦВЕТУ;
МНОГИМ ЛЮДЯМ МЕШАЕТ ЯРКИЙ СВЕТ. ПОПРОБУЙТЕ ПРИМЕНИТЬ ДЛЯ ФОНА ТЕМНЫЕ ЦВЕТА (НИЗКАЯ ЯРКОСТЬ), А ДЛЯ ТЕКСТА –ЯРКИЕ ЦВЕТА (ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ). Например, белый шрифт на темно-синем фоне.
Слайд 9
ДЛЯ ДАЛЬТОНИКОВ
ТЕКСТ С ВЫСОКИМ ЦВЕТНЫМ КОНТРАСТОМ БЕЗ КОНТРАСТА
ПО ЯРКОСТИ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ;
ЕСЛИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ВАЖНО ИМЕТЬ КРАСНЫЙ
ФОН, ТО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕМНЫЙ КРАСНЫЙ ЦВЕТ ДЛЯ ФОНА И БЕЛЫЙ ЦВЕТ ДЛЯ ТЕКСТА;
ЕСЛИ НЕОБХОДИМ ЗЕЛЕНЫЙ ФОН- СВЕТЛО-ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ ДЛЯ ФОНА И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ ДЛЯ ТЕКСТА;
МНОГИЕ МЕНЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К КРАСНОМУ ЦВЕТУ, ПОЭТОМУ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТЫ ЧЕРНОГО ЦВЕТА НА КРАСНОМ ФОНЕ И КРАСНОГО ЦВЕТА НА ЧЕРНОМ ФОНЕ.
Слайд 10
РИСУНКИ И ГРАФИКИ
СДЕЛАТЬ НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНО ПРОЩЕ;
ЖЕЛАТЕЛЬНО, НА
ОДНОМ СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТОЛЬКО ОДИН ГРАФИК ИЛИ РИСУНОК;
ПРИМЕНЯЙТЕ КОНТРАСТНОСТЬ
ПО ЦВЕТУ (СМ. ВЫШЕ);
ПОДПИСИ К РИСУНКАМ И ГРАФИКАМ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ГАРНИТУРАМИ ШРИФТОВ БЕЗ ЗАСЕЧЕК;
НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОДНОМ СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ БОЛЕЕ ОДНОГО ТИПА ШРИФТА, ИЗБЕГАЯ КУРСИВА.
Слайд 11
ФОТОГРАФИИ, ИЛЛЮСТРАЦИИ
ЛЮБОЙ СОПРОВОЖДАЮЩИЙ ТЕКСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДЕЛЬНО (СЛЕВА,
ВЫШЕ, НИЖЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ);
НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕКСТОВОЕ ОБЕРТЫВАНИЕ;
СОПРОВОЖДАЙТЕ КАЖДУЮ ФОТОГРАФИЮ
ИЛИ РИСУНОК УСТНЫМ ОПИСАНИЕМ, НАПРИМЕР, ЭТО ФОТОГРАФИЯ СЛЕПОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 10 КЛАССА ТРУСОВА ДЕНИСА ПОКАЗЫВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТОМ КОФЕ НА УЛИЦАХ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Слайд 12
АНИМАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ
ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЕДЕНЫ К МИНИМУМУ;
ЕСЛИ БЕЗ НИХ
НЕ ОБОЙТИСЬ, ТО МЕНЬШЕ ВСЕГО ПРИЧИНЯЮТ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ПЛОХИМ ЗРЕНИЕМ:
ЭФФЕКТ ДВИЖЕНИЯ СЛЕВА НАПРАВО,
ЭФФЕКТ ПИШУЩЕЙ МАШИНКИ,
ЭФФЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТА.
Слайд 13
УСТНАЯ ПОДДЕРЖКА В ТЕЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПОЛЕЗНО, ЕСЛИ ВЕСЬ ТЕКСТ
ЧИТАЕТСЯ ГРОМКО (НЕСМОТРЯ НА СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ ПРАВИЛ, МОЖЕТ ВЛИЯТЬ
УДАЛЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ, СОСТОЯНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ, МНОГИЕ ЛЮДИ С ПЛОХИМ ЗРЕНИЕМ ЧИТАЮТ МЕДЛЕННЕЕ);
РИСУНКИ И ГРАФИКИ НУЖНО ОБЪЯСНЯТЬ (ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ ТРУДНОСТИ В ОРИЕНТИРОВАНИИ-ОТКУДА НАЧАТЬ ЧИТАТЬ ИЛИ ОСМОТР);
УПОМЯНУТЬ, КАКАЯ ЧАСТЬ ДАННОГО СЛАЙДА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС (ПОКАЗАТЬ ЛАЗЕРНОЙ УКАЗКОЙ И ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО);
ЕСЛИ ДЛИННЫЙ ТЕКСТ ОЧЕНЬ ВАЖЕН, СОШЛИТЕСЬ НА РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРЕЧИТЫВАНИЯ ПОПОЗЖЕ.
Слайд 14
КАК ПОМОЧЬ СЛЕПЫМ ЛЮДЯМ
ВАШ МАТЕРИАЛ ИМЕТЬ В ДОСТУПНЫХ
ФОРМАТАХ ( ПО БРАЙЛЮ, НА СD ИЛИ ФЛЕШКЕ ДЛЯ
СЛЕПЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ);
КОММЕНТИРОВАТЬ ВСЛУХ (ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ СЛУШАЕТЕ СВОЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО РАДИО- ВСЕ ЛИ ПОНЯТНО САМИМ?);
ПРИ КОММЕНТИРОВАНИИ ИЗБЕГАЙТЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ: ТО, ЭТО, ТАМ И Т.Д.