Слайд 2
Предлагаю Вашему вниманию игры по автоматизации звуков.
Благодаря тому,
что коррекционно-развивающая игра является активной и основной для ребенка
деятельностью, в которою он охотно и добросовестно включается, новый опыт приобретенный в ней, становится его личным достоянием, т.к. его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новой ситуации в его собственных играх является важным показанием развития, творческой инициативы ребенка. Кроме того, коррекционно-развивающие игры учат действовать детей «в уме» мыслить, что раскрепощает их творческие способности и возможности.
Результативность коррекционно-развивающих игр в работе по автоматизации звука почти в два раза выше традиционных методов автоматизации.
Кроме того, игры эти многофункциональные и могут быть использованы в форме домашнего задания, могут проводиться с одним ребенком и с группой детей, а также могут быть проведены как в помещении, так и на улице.
Важно, так же, что кроме автоматизации они развивают память, внимание, мышление, обогащают активный и пассивный словарь ребенка.
Слайд 3
Ниже приведены игры по автоматизации звука [Л].
Но они могут быть использованы
для автоматизации или дифференциации любых других звуков. Цель и правила игры остаются прежними, меняется только речевой материал.
Слайд 4
Игра «Чего не стало?»
Цель:
I. Автоматизация звука [Л].
- в прямых слогах;
- в словах с ударением на
прямом слоге;
- в словах без ударения на прямом слоге;
- в обратных слогах;
- в словах с ударением на обратом слоге;
- в словах без ударения на обратном слоге;
- в предложениях.
II. Развитие внимания, памяти.
Ход игры.
Предлагается несколько картинок, ребенку нужно назвать их и закрыть глаза. Одна или две картинки убираются. Ребенок должен назвать картинки, которых не стало.
Наглядные пособия:
те же что и в игре « Что «изменилось?».
Слайд 6
Игра «Отгадай слово».
Цель: Автоматизация звука в [Л]
словах.
Ход игры.
Взрослый называет только начало слова, а
ребёнок должен назвать всё слово целиком.
Слайд 7
Слова
Сту .
Сты .
Сто .
Ста .
Спа .
Спе .
Сме .
Смы .
Ба .
Бы .
Вы .
Во .
Го .
До .
Да .
Жа .
Слайд 8
Слова
За .
Зо .
Ко .
Мо .
Ма
.
Мы .
Ны .
На .
По
.
То .
Ты .
Ры .
Пи .
Слайд 9
Игра «Назови слово».
Цель:
Автоматизация звука в [Л] словах.
Развитие
фонематических представлений.
Ход игры.
Взрослый называет слово, произнося каждый
звук отдельно, а ребёнок называет слово.
Сначала берутся короткие слова, затем более длительные.
Слайд 10
Слова
Л а к, л у к,
к о л, п а л, п ы л,
т о л и т.д.
П и л а, л а п а, л у н а, л у ж а, с т о л и т.д.
П о л к а, п а л к а, г а л к а, с к а л а и т.д.
Игру можно усложнить, называя звуки в неправильном порядке.
Слайд 11
Игра «Назови, что нарисовано».
Цель:
Автоматизация звука [Л] в
слогах, в словах.
Развитие фонематических процессов.
Ход игры.
Ребёнку
предлагается назвать слог или слово(это зависит от этапа работы над
словом), которое взрослый написал на доске.
Слайд 12
Речевой материал для автоматизации звука : [Л].
ла,
ло, лу, лы, ал, ол, ул,
ыл, ил, ял, юл,
ел, ёл.
Лук, лак, кол, пол, пыл, лом, гол, пил, мыл, выл, дул, рыл и т.д.
Эта игра предполагает, знание детьми букв и умение читать короткие слова.
Слайд 13
Игра «Что изменилось?».
Цель :
Автоматизации звука [Л].
-
в прямых слогах;
- в словах с ударением
на прямом слоге;
- в словах без ударении на прямом слоге;
- в обратных слогах;
- в словах с ударением на обратном слоге;
- в словах без ударения на обратном стоге;
- в предложениях;
Развитие внимания, памяти.
Слайд 14
Ход игры:
Предлагается несколько картинок, (количество
может меняться в
зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка,возраста, уровня развития памяти и
внимания), ребёнок должен назвать каждую, затем взрослый
меняет местами картинки. Ребенок должен сказать что, изменилось.
Слайд 16
Автоматизация в прямых слогах.
Карточки с прямыми слогами:
Ла
Ло
Лу
Лы
Лэ.
Слайд 17
Автоматизация в словах с ударением на
прямом слоге.
Слайд 21
Автоматизация в словах без ударения на
прямом слоге.
Слайд 25
Автоматизация в обратных слогах.
ал
ил
ул
ыл
ил
ел
ёл
юл
ил
ял
Слайд 26
Автоматизация в словах с ударением на
обратном слоге.
Слайд 32
Автоматизация в словах без ударения на
обратном слоге.
Слайд 34
Автоматизация в предложениях.
Во дворе лает собака.
Слайд 40
Игра «Назови нужное слово»
Цель:
Автоматизация звука в [Л]
словах.
Развитие фонематических представлений.
Ход игры:
Предлагается несколько картинок, ребёнок
должен назвать их. Затем предлагается карточка с одним из слогов. Ребёнок должен назвать слова, в которых есть этот слог.
Слайд 41
Оборудование: карточки, с написанными на них слогами:
Ла, ло, лу, лы;
Ал, ол, ул, ыл;
Ил, ял, ел, ёл, юл.
Предметные картинки: те же, что и в игре «Что изменилось?».
Слайд 42
Игра «Четвертый лишний».
Цель:
Автоматизация звука в [Л] словах.
Развитие
мышления, умения обобщать.
Ход игры:
Предлагается четыре картинки. Ребёнок
должен назвать их, назвать лишнюю и объяснить, почему он выбрал именно эту.
Слайд 43
Оборудование: предметные картинки. (Подбор картинок зависит от звука).
Примерный
перечень заданий для звука [Л].
Слайд 49
Игра «Живое - неживое».
Цель: Автоматизация звука в [Л]
словах.
Оборудование: Мяч.
Ход игры:
В игре участвуют не
менее 2-х детей.
Дети бросают друг другу мяч, называя при этом слово, в которых есть звук Л, если слово относится к одушевлённым предметам мяч нужно ловить, если к неодушевлённым - ловить не нужно.
Ребёнок, допустивший ошибку, покидает круг.
Слайд 50
Игра « Закончи предложение».
Цель: Автоматизация звука [Л] в
словах.
Ход игры:
Взрослый называет начало предложения, ребёнок должен
его закончить:
(пол).
Футболист забил……. (гол).
Папа повязал……. (галстук).
Мама накрывает на ……. (стол).
Мальчик сел на……. (стул).
Медсестра делает……. (укол).
Девочка покупает……. (булку).
На дереве стучит……. (дятел).