Слайд 2
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Слайд 3
Интерактивные методы
и
технологии обучения
Слайд 4
Педагогическая технология
- это продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)
Слайд 5
Образовательная технология
Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых
в какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;
проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.
Слайд 6
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная -
обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Слайд 7
Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 8
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют
вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой
штурм» (атака)
• Мини-лекция
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Выступление в роли обучающего
• Обсуждение сюжетных рисунков
• Опрос–Квиз (контроль) и др.
Слайд 9
Интерактивные методы обучения
Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
Групповая дискуссия
Анализ ситуаций морального
выбора
Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
«Мозговой штурм»
Презентация
Обсуждение
Дебаты
Игровые
Деловая игра
Организационно-деятельностная игра
Операционная
игра
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра и др.
Тренинг-методы
Социально-психологический тренинг
Тренинг делового общения
Психотехнические игры
Слайд 10
Классификация интерактивных технологий обучения
Слайд 11
Классификация интерактивных технологий обучения
Слайд 12
Классификация интерактивных технологий обучения
Слайд 13
Классификация интерактивных технологий обучения
Слайд 14
соответствие логике учебного процесса
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения
и развития школьников
соответствие дидактическим целям урока
соответствие содержанию темы урока
соответствие
возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
соответствие временным рамкам обучения
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
соответствие способу руководства учебной деятельностью
Критерии отбора методов обучения
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
Слайд 15
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Слайд 16
Алгоритм проведения
интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3.
Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).
Слайд 17
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Начало урока – стадия вызова
(актуализации знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Слайд 18
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание
новых знаний, обучение друг друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция
( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
Опорный конспект
Кластеры
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Форма группового взаимодействия — «большой круг».
«Аквариум»
Слайд 19
Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку)
– японские 3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение
Слайд 20
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в
группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в
учебном диалоге;
...
Слайд 21
КЕЙС-МЕТОД
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа,
основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Слайд 22
ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:
Обязательная исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или
работа в группе
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Специфическая разновидность
проектной (исследовательской аналитической) технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Слайд 23
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА
По определенным правилам
разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и
отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.
Слайд 24
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых
– на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия
правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.
Слайд 26
ВИДЫ КЕЙСОВ
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как
правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая
для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра → искажение информации и ошибки).
Слайд 27
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»
Слайд 28
Синквейн
это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по
определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка –
Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
Слайд 29
ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного
чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту
учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
Слайд 30
«Аквариум»
– это ролевая игра,
в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают
в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.
Слайд 31
«Шесть шляп мышления»
(методика Эдварда де Боно):
-
технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников
проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Слайд 32
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам
нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 33
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это
важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь
применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Слайд 34
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое
интерактив.
Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными
методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).