Слайд 2
План
1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
2.
Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.
3. Нравственное воспитание как
процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
4. Показатели нравственной воспитанности
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся
в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил
морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности.
В этой связи необходима организация нравственного воспитания, предусматривающего включение школьников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие способности к рефлексии и нравственному развитию личности.
Младший школьный возраст характеризуется доминированием эмоциональных переживаний социально-нравственного характера; чувствительностью и эмпатийностью; тревожностью о социальном соответствии; потребностью в гуманизме межличностных отношений и справедливости поступков и действий, что создает благоприятные предпосылки для своевременной педагогической помощи и организации нравственного опыта преодоления младшим школьником характерного разрыва между сознанием и поведением.
Слайд 4
Социологические, психологические и педагогические исследования показали, что сложность
решения проблемы обусловлена рядом причин: субъективных, касающихся личностных аспектов
развития растущего человека, затрагивающих его внутренний мир, отношения, мотивацию, сознание и поведение, и объективных:
неоднозначным влиянием социальных, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспита-
4 ния младшего школьника;
неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях;
недостаточной ориентированностью традиционных положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность.
Исследования
Слайд 5
Исследовательские подходы
Анализ научных трудов, обращенных к проблеме нравственного
воспитания, позволил выделить различные исследовательские подходы: когнитивный (Л. М.
Архангельский, Н. И. Болдырев и др.); оценочно-эмоциональный (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, И. Ф. Харламов и др.); мировоззренческий (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. В. Савин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.); поведенческий (деятельностный) (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова и др.); целостный (О. С. Богданова, И. А. Каиров, С. В. Черенкова и др.).
Значимыми для нашего исследования стали работы классиков педагогики, раскрывающие ценность нравственного воспитания (Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и др.).
Научный анализ социальных отношений содержится в фундаментальных трудах Л. И. Божович, Л. Колберга, А. А. Люблинской, В. Н. Мясище-ва, Г. В. Осипова, Ж. Пиаже и др.
Слайд 6
Этические проблемы
нравственных отношений личности исследовали Е. В. Бондаревская,
С. П. Винокурова, А. А. Гуссейнов, Ю. В. Согомонов,
А. И. Титаренко и др. Процесс диагностики нравственного воспитания исследовали Л. М. Фридман, П. А. Шевандрин, Н. Е. Щуркова и др.
Проблемы организации нравственного воспитания школьников рассматриваются в современных диссертационных исследованиях С. В. Богдан, Т. А. Ильиной, В. И. Новиковой, Н. В. Перчун, В. М. Пустовалова, М. И. Шемшуриной и др.
Логика настоящего исследования базируется на ряде выводов ученых,
подчеркивающих значимость социально-педагогического подхода и необходимость гармонического сочетания в нравственном воспитании социализации и личностного развития учащащегося как субъекта жизнедеятельности, протекающей в постоянно изменяющемся социуме (М. А. Галагузова, А. Я. Журкина, Р. А. Литвак, Т. А. Панкова, В. И. Попова, С. В. Сальцева и др.).
Слайд 7
Анализ теоретических подходов, реальная ситуация педагогической деятельности по
нравственному воспитанию младшего школьника как субъекта социальных отношений выявляют
ряд противоречий между:
- потребностью развивающегося общества в нравственной личности и недостаточной педагогической организацией социальных отношений школьников, благоприятствующих нравственному воспитанию личности;
- потребностью детей младшего школьного возраста в гуманных, нравственных социальных отношениях и недостаточным использованием педагогами разнообразия социально-педагогических средств нравственного воспитания;
- имеющимся потенциалом социальных отношений школьника с миром и людьми для эффективного нравственного воспитания и недостаточной научной разработанностью программно-методического обеспечения его реализации в педагогической практике.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении и практической реализации педагогических условий, форм и методов нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений.
Слайд 8
Объект исследования: социальные отношения младшего школьника
.
Предмет исследования:
процесс нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений.
Цель исследования: обосновать педагогические условия нравственного воспитания младшего школьника.
Гипотеза исследования: социальные отношения обеспечивают эффективность нравственного воспитания личности, если:
— происходит целенаправленное педагогическое моделирование нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника;
— используется комплекс социально-педагогических средств, позволяющий обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника;
— реализуется психолого-педагогическое сопровождение нравственного воспитания, интегрирующее диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
Слайд 9
В соответствии с целью и гипотезой исследования были
определены задачи исследования:
1.Уточнить содержание основных понятий исследования: нравственное воспитание
и социальные отношения младшего школьника.
2.Разработать модель нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений.
3.Выявить комплекс социально-педагогических средств воспитания, обогащающий нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника
Слайд 10
Методологической основой исследования являются:
идея гуманистической направленности воспитания;
теория формирования
личности в деятельности и общении;
фундаментальные исследования социальных отношений
и нравственного воспитания младших школьников;
принципы объективности, целостного изучения явлений в их развитии и взаимной связи.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обеспечена всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, методологической обоснованностью исходных позиций на базе современных достижений науки, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальных данных; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Слайд 11
В теоретическом плане использовались:
идеи причинной обусловленности с позиции
диалектики (Л. М. Архангельский, О. Г. Дробницкий, Л. П.
Буева и др.); историко-культурная теория социального развития ребенка (Л. С. Выготский); комплекс научных идей о человеке как активном субъекте, преобразующем окружающий мир и самого себя (К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн); психолого-педагогические исследования отношений (Л. И. Божович, С. П. Винокурова, Я. Л. Коломинский, А. А. Люблинская, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. И. Титаренко и др.); идеи нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности (В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.); социально-педагогические теории (В. Г Бочарова, А. В. Мудрик, Е. И. Холостова и др.).
База исследования.
Слайд 12
Этапы и методы исследования
Исследование проводилось в три этапа
с 2000 г. по 2005 г.
На первом этапе
(2000 - 2001 гг.) был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель, задачи, понятийный аппарат; дано методологическое обоснование; выдвинута рабочая гипотеза; изучалась и анализировалась научная и
8 учебно-методическая литература; определены исходные позиции настоящей
работы; разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования; проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы; уточнено содержание и структура понятий «нравственное воспитание» и «социальные отношения».
Слайд 13
Этапы работы
На данном этапе использовался комплекс методов:
теоретический анализ
- сравнительно-сопоставительный, обобщающий;
диагностические методы -целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа,
тестирование, интервьюирование, прогнозирование.
Второй этап (2001 - 2004 гг.) был связан с разработкой модели нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, с ее экспериментальной апробацией; определением педагогических условий реализации модели; корректировкой и проверкой социально-педагогических средств нравственного воспитания младших школьников; разработкой и апробацией программы нравственного воспитания младшего школьника, способствующей повышению нравственной воспитанности; анализом и систематизацией полученных данных.
Слайд 14
Совокупность методов
При этом использовалась совокупность методов: теоретическое моделирование;
формирующий эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестовая беседа, проектирование социально-педагогических
ситуаций и способов их разрешения, ранжирование, метод экспертных оценок.
На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) анализировались, обрабатывались и обобщались количественные и качественные результаты проведённого исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов исследования; разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.
Слайд 15
Основные методы
Основными методами, используемыми на данном этапе, были:
анализ, обобщение и систематизация полученных данных, методы математической обработки
результатов исследования.
Научная новизна
уточнено содержание нравственного воспитания младших школьников как социально-педагогического процесса, формирующего в единстве нравственные знания, переживания и опыт поведения личности на основе акцентирования значимости социальных отношений, которые обеспечивают переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры;
Слайд 16
Научная новизна
раскрыта сущность социальных отношений как объективной связи
человека и реальной действительности, на основе совокупности норм и
правил морали регулирующих взаимодействие людей в обществе, и определяющих нравственный облик человека в совокупности его нравственных качеств, моральной рефлексии и гуманных поступков;
разработана модель нравственного воспитания младшего школьника на основе социально-педагогического подхода, отражающая во взаимосвязи цель, задачи, содержание, средства и условия, и определяющая логику деятельности педагога по активизации субъектной позиции школьника в реализации его социальных отношений;
обоснован комплекс социально-педагогических средств нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, включающий: объекты материальной и духовной культуры и социума; педагогически инструментованные социально-этические ситуации; социально-активные методы и социально-направленные формы воспитания.
Слайд 17
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
полученные в исследовании данные подтверждают результативность исследования и реализации
нравственного воспитания школьников на основе социально-педагогического подхода; уточняют и расширяют сложившиеся в педагогике теоретические положения о связи нравственного воспитания школьников и социальных отношений; доказывают эффективность педагогических условий организации нравственного воспитания школьника как субъекта социальных отношений, включающих: целенаправленное педагогическое
моделирование нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника; использование комплекса социально-педагогических средств, позволяющего обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника; реализацию психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания, интегрирующее диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
Слайд 18
Практическая значимость
разработано критериально-диагностическое обеспечение процесса формирования нравственной воспитанности
младшего школьника, включающее когнитивный, мотивационно-эмоциональный, поведенческий и рефлексивный критерии
и соответствующие показатели, позволяющие поэтапно отслеживать его результативность;
разработана комплексная программа нравственного воспитания младших школьников по ступеням обучения в школе, включающая курс «Азы нравственности», являющийся базовым для изучения и раскрытия детьми основных нравственных норм, курс «Я и другие», ориентированный на углубление познания и освоения нравственных отношений как вида социальных отношений;
разработана программа спецкурса для студентов «Формы организации нравственного воспитания школьников» и методические рекомендации для педагогов по совершенствованию форм, методов и технологий нравственного воспитания школьников.
Слайд 19
Основные положения
1 .Нравственное воспитание младшего школьника как социально-педагогический
процесс обеспечивает эффективное формирование совокупности нравственных знаний, чувств и
опыта поведения школьника в обществе в результате целенаправленного включения личности в педагогически сопровождаемые социальные отношения, обеспечивая переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры.
2.Модель нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, созданная на основе социально-педагогического подхода, базирующаяся на принципах социальной адекватности; гуманистической направленности; социализации; учета социально-психологической ситуации развития личности; создания воспитывающей среды; интегрируя целевой, организационный и результативный компоненты, обеспечивает целостность процесса нравственного воспитания и повышение уровня нравственной воспитанности младшего школьника.
Слайд 20
Основные положения
3.Основными социально-педагогическими средствами нравственного воспитания, активизирующими социальные
отношения младшего школьника, являются: объекты материальной и духовной культуры
и социума (устное народное творчество, природа, искусство, детская литература); специально организованная педагогом нравственно значимая деятельность (социально-этические ситуации; познание и детское творчество); социально-активные методы и социально-направленные формы воспитания (индивидуальные, коллективные, игровые, тренинговые).
Слайд 21
Основные положения
4.Эффективность нравственного воспитания младшего школьника как субъекта
социальных отношений обеспечивается следующими педагогическими условиями:
-целенаправленное педагогическое моделирование
нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника;
—использование комплекса социально-педагогических средств, позволяющих обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника;
-реализация психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания, интегрирующего диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
Слайд 22
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Нравственное воспитание
как целостный социально-педагогический процесс
Нравственное воспитание как целостный социально-педагогический
процесс тесно связан с понятиями «нравственность» и «мораль». Современные социологи и философы трактуют мораль как нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)
Мораль, рассматриваемая в рамках нравственного воспитания, - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и их стремлений к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности; социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чем выполнение их — внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением
Слайд 23
Мораль имеет три основные стороны:
нравственная деятельность - поведение
людей, особым образом мотивированные поступки;
моральные отношения людей: характерный
для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах должест-вования, требований к человеку;
моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в
14 виде соответствующих представлений
Исследователями выявлено, что мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого, мы можем сделать вывод, что человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, «не ударив в грязь лицом».
Слайд 24
По мнению А. П. Скрипника, исторически конкретную меру
морали фиксирует нравственность. Нравственность является одним из основных типов
социальной регуляции. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок и общих правил. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни .
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось, что нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства, ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека. Аристотель отметил, что нравственность говорит нам не о том, что представляют собой предметы, а о том, что следует человеку добиваться и чего избегать. Концепция нравственности Аристотеля была воспринята всей последующей этической мыслью .
Слайд 25
Из справочника…
В справочной литературе слово «мораль» трактуется как
нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Нравственный -
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного, относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести.
Исследователи А. А. Гусейнов и А. П. Скрипник считают, что мораль регулирует отношения между личностью и обществом, и определяют регулирующую функцию морали в нравственном воспитании в соответствии с «золотым правилом» нравственности (ставить себя на место другого, делать по отношению к нему те действия, которые вызывают приятные ощущения; руководствоваться правилами, которые мы предъявляем другим; поступать по отношению к другим так, как желаем, чтобы поступали с нами).
Слайд 26
Для понимания регулятивной природы нравственности исследователи выделяют следующие
существенные моменты:
- она представляет собой ценностное отношение к
миру;
- является выражением активности человеческого сознания;
- нравственные взгляды и представления в единстве с практическими социальными отношениями.
Нравственность, по мнению философов, заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересами и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явления нравственности. Сущность нравственности является предметом этики.
Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность человека представляет собой объективную историческую необходимость. Разумное, благородное бытие, составляющее суть цивилизованного общества, предполагает высокий уровень отношений человека к людям .
Слайд 27
Исследователями И. П. Подласым, М. Г. Тайчиновой выявлено,
что нравственность содержит аксиологический, когнитивный и поведенческий компоненты.
Аксиологический
компонент нравственности человека характеризуется принятием человеком таких понятий, как Добро, Совесть, Милосердие как общечеловеческих ценностей и стремлением к проявлению этих нравственных качеств в различных видах деятельности. Этим ценностям нет альтернативы, ибо это ценности человеческого счастья.
Когнитивный компонент включает в себя нравственные знания, то есть понимание содержания понятий; сформированность представлений о моральных нормах; способность к нравственным суждениям, то есть умение оценить свой собственный поступок или поступок других людей с точки зрения морали; способность к осознанию мотивов этих поступков, что в дальнейшем трансформируется в нравственные убеждения человека.
Поведенческий компонент нравственности человека включает в себя нравственные поступки и действия, которые И. П. Подласый считает определяющим критерием нравственного развития личности. По определению М. Г. Тайчинова, поведение представляет собой систему действий сознательной личности, в которой проявляются в первую очередь ее взаимоотношения со средой. Нравственность, таким образом, есть способ практической ориентации поведения.
Слайд 28
Изучая нравственность, исследователи выявили, что нравственная структура личности
включает знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственных
идеалах, этических нормах и ценностях, моральной мотивации и этической оценке. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения .
С. И. Варюхина выделяет три уровня морального сознания человека, или нравственного мира личности: мотивационно-побудительный, эмоционально-чувственный и рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека (37).
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит позитивный характер, когда в основе его лежит побуждение человека к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Слайд 29
Уровни
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.
Эмоции могут быть положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение
и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, то есть - воспитывать. Нравственные чувства (отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость) непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты .
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания -понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, моральные знания включают также принципы, идеалы, нормы поведения, моральны
Слайд 30
Вывод
Таким образом, исследованы отдельные аспекты нравственного воспитания школьников,
в связи с чем в педагогической теории обнаруживается недостаточность
обоснования социальной обусловленности нравственного воспитания личности, формирующейся в активных действиях и отношениях в условиях принципиально новых изменений взаимодействия школьника и социума.
Слайд 31
Вопросы для самоконтроля
1) Чем обуславливается большая важность нравственного
воспитания как составной части всестороннего развития личности? Дайте краткие
определения понятий: мораль, нравственные знания, чувства, нравственное воспитание, нравственное развитие.
2) Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся.
3) Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?
4) Какого человека следует считать нравственным?
Слайд 32
Вопросы для самоконтроля
5) Раскройте важность патриотизма и культуры
межнациональных отношений в нравственном развитии личности. Какая деятельность организуется
в школе по формированию у учащихся патриотического поведения и культуры межнациональных отношений?
6) Какие педагогические условия и методы способствуют формированию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения? Как формируется активная жизненная позиция?
7) Разработайте конспект этической беседы и проведите её в группе.