Слайд 2
Слободчиков Виктор Иванович
(родился 2 июня 1944, с. Архангельское
Наро-Фоминского района Московской области).
российский психолог, доктор психологических наук (1994),
профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996), состоит в отделении философии образования и теоретической педагогики, директор Института развития дошкольного образования РАО.
С 2008 г. по 19.06.2013 являлся Президентом Российской макаренковской ассоциации, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви.
Слайд 3
Учился в рамках Санкт-Петербургской (тогда ленинградской) и Московской
психологической школы; в обеих не устраивало «отсутствие человека». Питерская
школа «теряла» человека за внушительной естественнонаучной базой, московская более склонялась к культурологи. Здесь Слободчиков не мог смириться с исходным посылом направления о том, что человек не может стать человеком, не пройдя путь развития в рамках социума.
Считал, что человек не сводим ни к физиологии, ни к культуре.
В 80-х пришел к собственному подходу в понимании природы человека, основанному на христианстве. Ввел понятие «событийная общность». Суть принципа которого (неслиянности и неразделенности) в том, что человек – существо социальное, но при этом уникальное, самобытное само по себе, не похожее на других. Человеку необходимо обладать определенным уровнем культуры и духовного развития, чтобы быть способным объединиться в событийную общность, не потеряв при этом собственной индивидуальности, с одной стороны, и не оставшись в гордом одиночестве, не утеряв связи с другими, с другой.
Слайд 4
С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается
новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и
изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах.
Психологическая антропология - направление в культурной антропологии, делающее попытки комплексного изучения человека в единстве его общих закономерностей и культурно-исторических особенностей. Основной предмет психологической антропологии в наиболее общем виде — как человек мыслит, чувствует (эмоционально реагирует) и действует в условиях различных культур.
Слайд 5
В настоящее время понятие «образовательная среда» не имеет
однозначной трактовки.
В антрополого-психологической модели образовательная среда рассматривается как
совокупность условий, обстоятельств окружающей индивида обстановки и, соответственно, границы, определяемой масштабом защиты от среды и ее утилизации.
Показателями образовательной среды выступают ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации.)
Слайд 6
Образовательная среда по антрополого-психологической модели представляет собой не
статичность «совокупности влияний и условий» эколого-личностной модели образовательной среды,
а динамическое образование, «системный продукт взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося».
Слайд 7
В соответствии с моделью выделяют три разных принципа
ее организации:
единообразие (доминирование административно-целевых связей и отношений);
разнообразие (разрушение
единого образовательного пространства);
вариативность (единство многообразия, оптимум структурированности).
Слайд 8
В.И. Слободчиков выделяет три разных способа организации образовательной
среды в зависимости от типа связей и отношений, ее
структурирующих:
среда, организованная по принципу единообразия; здесь доминируют административно-целевые связи и отношения, которые определяются, как правило, одним субъектом – властью; показатель структурированности стремится к максимуму;
среда, организованная по принципу разнообразия; здесь связи и отношения имеют конкурирующий характер, т.к. происходит борьба за разного рода ресурсы; начинается атомизация образовательных систем, разрушается единое образовательное пространство; показатель структурированности стремится к минимуму;
среда, организованная по принципу вариативности (как единства многообразия); здесь связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам; показатель структурированности стремится к оптимуму
Слайд 9
В интерпретации В. И. Слободчикова образовательная среда является
некоторой системой, имеющей свои условные границы. «Два полюса –
предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав».
В предельно абстрактном смысле «среда» задается своими границами и составом. Системно образующей категорией (структурирующей среду) объявляется содержание образования.
Слайд 10
Другим структурообразующим фактором является «конфигуративность» среды.
«...Конфигурация определяется полюсами
предметностей:
предметностью осваиваемой культуры (как специфичного образовательного ресурса), задающей тип
образования
и предметностью целей и задач развития человека, задающих вектор образования и требующих для своего решения именно данного ресурса.»
Слайд 11
Антрополого-психологическая модель
образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым. В качестве
базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает
совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.
В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.
Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.