Слайд 2
Татары
Как одна из основных этнических групп Ульяновской
области татары составляют на 1989 г. 11,4% населения (на
1897 г. - 9,3% населения Симбирской губернии). Проживают татары наиболее компактно в Старокулаткинском (92,3%), Павловском, Цильнинском, Заволжских районах
Слайд 3
Традиционные поселения и жилища.
У татар Поволжья существовали городские и сельские
поселения. Татарские деревни (авыл), особенно казанско — татарские, вплоть до 19в.
сохраняли традиции раннего характера расселения: дома располагались в глубине дворов, улицы были узкие с крутыми поворотами и тупиками, длинными заборами. Господствующая форма построек − четырёх − или пятистенная изба со своеобразной раскройкой и многочисленной декоративными деталями
Слайд 4
Дом делился на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины.
Своеобразный элемент
интерьера − нары − место сна, отдыха, еды. Печь
глинобитная, с вмазанным котлом. Современные сельские дома сохраняют некоторые традиционные черты: они часто располагаются в глубине двора, имеют полихромную раскраску фасада, сложное декоративное оформление. Меняется планировка дома, он становится многокомнатным.
Слайд 5
Традиционное занятие.
Основное традиционной занятие − пашенное земледелие (рожь,
овёс, горох, ячмень, гречиха, просо, лён, конопля). Характерен плуг
с колёсным передком (сабан). Животноводство было стойло — пастбищным и второстепенным по отношению к земледелию основное занятия − скотоводство. Занимались пчеловодством. Было развито разведение птицы: кур, гусей, уток.
Огородничество и садоводство у татар не получили широкого развития.
Слайд 6
Семья
У татар была наиболее распространена малая семья. Лишь у некоторых групп
татар до конца 19 − нач.20вв. существовали большие семьи из 3-4 поколений. Семья была
основана на патриархальных принципах.
Слайд 7
Традиции, обряды
До Октябрьской революции браки совершались в основном по сватовству,
хотя изредка случались похищения девушки и её уход к жениху без разрешения
родителей. Свадьба происходила вначале в доме невесты, где совершалось религиозное оформление брака (никах).
Здесь молодая оставалась до уплаты калыма − определенное количество денег, одежды для невесты и продуктов для проведения свадьбы. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребенка и обставлялся множеством обрядов. Характерной особенностью традиционной свадьбы татар − мишарей являются причитания невесты.
Слайд 8
Мужской костюм
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и
штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей. Рубаха была исключительно
глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась.
Слайд 9
Татарская национальная одежда
Женская рубаха украшалась воланами и
мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо
специальным нагрудным украшением изу
В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент).
Слайд 10
Камзол
Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной
спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом)
камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Слайд 11
Женский наряд
Женская туникообразная рубаха идентична мужской , что
вообще характерно для древних форм одежды . В отличие
от мужских женские рубахи шились длинными , почти до щиколоток . В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах .
Слайд 12
Одежда мужчин и женщин
состояла из шаровар с широким
шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на
которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений
Слайд 13
Девичьи головные уборы
Имели одну отличительную особенность : они,
как правило, имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались
без волосника. Волосы заплетены в две косы, располагались на спине и оставались открытыми и прикрывались специальными девичьими украшениями, а позже легким фабричным платком
Слайд 14
Головные уборы
Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены
в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в
две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) .
Слайд 15
Калфак
Особо оригинальным головным убором считалась вышитая жемчугом, мелкой
позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков,
которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и
умения.
Слайд 16
Головные уборы
До сих пор среди пожилых женщин сохраняется
своеобразный способ повязывания платка: соединяются два соседних угла под
подбородком, полотнище распускается по спине.
Слайд 17
Украшения
изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение
отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой.
Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота "яка чылбыры", накосники.
Слайд 18
Украшения
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес
их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия
из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом.
В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее.
Слайд 19
Тюбетейка
Постоянным головным убором мужчин являлась тюбетейка (тубэтэй, кэлэпуш),
поверх которой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку бурек, а
летом шляпу из войлока
Слайд 20
Головной убор
Девушки носили мягкие белые калфачки, тканые или
вязаные. Носили также налобные и височные украшения - полоски
ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Слайд 21
Покрывало
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой
традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные
позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо
Слайд 22
покрывало
К полотенцеобразным покрывалам относятся тастары Ранние экземпляры сельских
тастаров представляют белое самотканое полотно, длиной до 2 м
и шириной около 40 см. Они состоят из основной части, которой покрывалась голова женщины, и украшенных концов (или одного украшенного конца), которые спускались на спину. С двух сторон, по всей длине тастара, проходит красная кайма. В способах украшения концов тастара и их узорах заметны территориальные особенности.
Слайд 23
Обувь
Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные
сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причем
обязательно с загнутыми вверх носками - ведь нельзя царапать носком сапога мать-землю. Их носили с суконными или холщовыми чулками "тула оек"
Слайд 24
Кожаная мозаика
Весьма древним видом народного декоративно-прикладного искусства татар
является производство узорной обуви с использованием уникальной техники -
кожаной мозаики. Узорные ичиги (каюлы читек), как правило женские, изготовлялись обычно из высококачественного цветного сафьяна, вырезанного фрагментами в виде затейливого растительного орнамент
Слайд 25
Ювелирное дело
Женские украшения Татар - крупные миндалевидные серьги
(алка), подвески к косам (чулпы), нагрудное украшение - воротниковая
застёжка с подвесками (яка-чылбыры), перевязь (хаситэ), эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань (плоскую и 'татарскую' бугорчатую), зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности (особенно у мишарей и кряшен) при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.
Слайд 26
Декоративно-прикладное искусство
Центральная роль отводилась вышивке и в декоративно-художественном
оформлении народного костюма, особенно головных уборов. На протяжении многих
веков складывались традиции татарского золотного шитья, уходя корнями в средневековье. Искусство шитья золотом обогащалось многими заимствованиями из соседних культур, а к XIX в. в отдельных регионах выработались своеобразные стили золотного шитья, отличающиеся комплексом применяемых технологии и спецификой орнаментации.
Слайд 27
Вышивка
. Много вышитых изделий, было тесно связано с
бытовыми обрядами. Да, декоративные полотенца, салфетки, скатерти, главные и
носовые платки, передники составляли приданое невесты и свидетельствовали о, ее мастерстве
Слайд 28
Вышивка
Вся энергия и творческая фантазия татарской женщины, вынужденной
в прошлом вести затворническую жизнь, оказывалась в вышивках, узорном
ткачестве. Вышивка имела исключительно домашнее значение
Слайд 29
Традиционные праздники и обряды
Значительная часть традиционных народных праздников
татар связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и
существовавшими в прошлом общинными отношениями. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе, тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна).
Слайд 30
Мусульманские праздники
Курбан-байрам
. Мифология этого праздника восходит
к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом
своего сына Исаака в жертву Богу.
Слайд 31
Ураза-байрам
знаменует завершение поста в месяце рамадан. В
Ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как
в мечети, так и на специальных открытых площадках - намаз-гах. С утра, перед посещением молитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей
Слайд 32
Сабантуй празднуется
по следующим этапам: 1) приготовление каши для
детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы);
2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) - последнее не всегда и не везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6) майдан - состязания; 7) вечерние молодежные игрища
Слайд 33
Обряды
Обряд вызывания дождя и умиротворения сил природы бытовал
в несколько иной форме и носил название чук.
Со
сбором урожая зерновых связан аграрный обряд - урак есте (жатва). Изменение экономических, социальных и идеологических условий в годы социалистических преобразований способствовало забвению этого обряда. На смену урак эсте пришел праздник хлебороба.
До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помочей - эмэ. Их организовывали во время всех крупных работ: при закладке и строительстве нового дома, ремонте хозяйственных построек, строительстве общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах - соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась обрядовой трапезой и гуляниями. В наши дни подобные помочи организуются реже и в них участвует меньшее число людей. Этого нельзя сказать об осенних каз эмэсе и мал эмэсе (помочи по заготовке мяса птицы и говядины), которые бытуют и сегодня.
Слайд 34
Нардуган
Обряд нардуган тесно связан с праздником науруз (новый
день, смысл, новый год), который татары отмечали в дни
весеннего равноденствия (март). Не исключено, что нардуган и науруз некогда были частями одного и того же праздника. Недаром обнаруживается много тождественного в их обрядах и ритуалах, перенос названий обрядовых актов из одного праздника в другой.
Слайд 35
Татарские народные музыкальные инструменты
ДУМБЫРА Среди исторически бытовавших музыкальных
инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый
думбыра. У совр. инстр-та, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, дерев. (долбленый или клееный). Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами. Наряду с возрождающимся традиц. репертуаром на Д. исполняются композиторские инструм. сочинения.
Слайд 36
КУБЫЗ (kумыз )
самозвучащий язычковый муз. инстр-т типа варгана.
К. - один из самых древних муз. инстр-тов, известных
человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. К. представляет собой металл. дугу с язычком посередине. При игре К. зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук. Звук тихий, диапазон в пределах октавы. К. - чаще жен. и дет. инстр-т. На нем исполняются гл. обр. плясовые наигрыши и звукоподражат. мелодии; используется как сольный и ансамблевый инстр-т.
Слайд 37
МАНДОЛИНА -
Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент.
Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился
к XVII веку. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр
Слайд 38
Курай
- татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из
стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или
коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.
Слайд 39
Кухня, традиции застольного этикета
Интересна и разнообразна татарская национальная
кухня, которая развивалась не только на основе своих этнических
традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов.
Особые нормы и правила принятия пищи налагал ислам. По шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя - последние считались священными.
Слайд 40
Кухня
Один из главных пищевых запретов касался вина и
других алкогольных напитков. В коране отмечается, что в вине,
как в азартной игре, есть плохое и хорошее, но первого больше. "Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил его теряет рассудок. Он не знает Бога, никого не уважает..." - говорил пророк Муххамад. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища. Любимым мясом татар считалась баранина, ценилась домашняя птица.
Слайд 41
Татарская кухня
Из всего многообразия блюд наиболее характерны: во
первых, супы и бульоны (шулпа, токмач) мясные, молочные и
постные. Во-вторых, распространенными у татар являются мучные печеные изделия - бэлеши, перемячи, бэккэны, эч-почмаки, сумса и другие с начинкой из мяса, картофеля или каши. В третьих, наличие "Чайного стола - души семьи", как говорят татары, подчеркивая его значимость в застольном ритуале. Чай с печеными изделиями заменяет порой завтрак или ужин, чай - непременный атрибут встречи гостя.
Слайд 42
Азу по-татарски
Состав:- говядина - 500 гр.;
- огурцы соленые
- 1-2 шт.;
- картофель - 6-8 шт. (средние);
- лук
репчатый - 1 большая головка;
- паста томатная - 1-2 ст.ложки;
- чеснок - 1 зубчик;
- перец черный горошек - 5 шт.;
- масло подсолнечное рафинированное (для жарки);
- соль, зелень по вкусу.;
Слайд 43
Чак-чак»
Состав:- 4 яйца;
- мука;
- 1,5 стакана меда;
- 100
гр. сахара;
- растительное масло;Из муки и яиц замесить не
сильно тугое тесто, как на домашнюю лапшу. Дать тесту постоять 30 минут, затем разделить на 3 части и тонко раскатать. Каждую часть разрезать еще на 4 части и скрутить в рулет. Рулеты нарезать не очень тонкой соломкой и обжарить в растительном масле. Мед слегка подогреть с сахаром, чтобы сахар полностью растворился. Обжаренную соломку смешать в чашке с медовым сиропом и мокрыми руками выложить готовый «чак-чак» на блюдо.
Слайд 44
КОНСКАЯ КОЛБАСА
Ингредиенты: 2,5 кг конских кишок
5 кг
мякоти конины
5 кг внутреннего жира
10 г черного молотого
перца
чеснок - по усмотрению
300 г репчатого лука
100 г зелени петрушки и сельдерея
350 г соли
Приготовление: Подготовленное мясо натереть солью и выдержать 1-2 дня в прохладном месте при температуре 3-4 градуса. Кишки промыть и немного подержать в соленой воде. Затем мясо и жир мелко нарезать и перемешать. Добавить чеснок, перец и соль и вновь перемешать. Этим содержимым набить кишки, оба конца завязать шпагатом, вывесить на 3-4 часа в прохладном месте. Коптить 12-18 часов над густым дымом при 50-60 градусов, подсушить при 12 градусах 2-3 дня. Вяленые или копченые колбасы отваривать на медленном огне не менее 2-2,5 час. Перед подачей на стол нарезать на кусочки не толще 1 сантиметра, выложить на блюдо, украсить кольцами лука, зеленью.