Слайд 2
Все предметы старины – это свидетели прошлого. Они
являются памятниками истории и культуры и могут очень много
рассказать о том, как люди жили раньше.
Памятники прошлого принято называть наследием.
Слово «наследие» произошло от слова «след». Когда мы идем вперед, то мы позади себя оставляем следы. Так и наши предки, проходя свой жизненный путь, оставляли за собой следы в виде памятников истории и культуры.
Слайд 3
Подвеска с изображением человека, стоящего на ящере, в
окружении зооморфных голов.
Бронза. VII—VIII вв. н.э. Ёвдинский могильник. Княжпогостский р-н РК.
Трёхчастные композиции,
объединяющие в себе образы людей, животных и птиц отражают представление о трёх мирах: верхнем, символом которого являются лосиные головы и птицы, среднем, воплощённом в фигуре человека и других животных, и нижнем, который олицетворяет собирательный образ «ящера». Человек находится в окружении целого ряда зверей и птиц, существа верхнего мира противопоставлены существам нижнего (загробного).
Слайд 4
Фигурка крылатого человека
Бронза. IV—V вв. н.э. Случайная находка. Княжпогостский р-н РК.
Изображения
человекоптиц в древнем искусстве могли быть связаны с представлениями
предков о способности души, двойника человека, превращаться в птицу для путешествия в загробный мир.
Слайд 5
Фигурка летящей птицы с распростёртыми крыльями
Бронза. III—IV вв. н.э. Уньинский клад,
Троицко-Печорский р-н РК.
Фигурка происходит из одного из ранних кладов,
найденного на р. Унья в 1884 г.
Образ птицы наделялся сакральным значением, начиная с глубокой древности. Птицы были обитателями верхнего мира, посланниками богов; с ними издавна связывались представления о сношениях с миром духов и теней, о вознесении их посредством молений и жертв, о покровительстве небесных божеств. Птицы-символы, соединявшие мир людей с миром богов, отражали представления древних о единстве Вселенной в её противоположных проявлениях.
Слайд 6
Фигурка человека
Дерево. Сер. I тыс. н.э. Висский
II торфяник. Княжпогостский р-н РК.
Антропоморфная фигурка из раскопок Висского
II торфяника была интерпретирована автором находки, археологом КФ АН СССР Г.М. Буровым как божок, идол. Летописные источники указывают, что на святилищах предков современных коми стояли большие деревянные антропоморфные фигуры, идолы, объекты общеплеменного почитания. Можно предполагать, что такой божок мог олицетворять божество низшего ранга, хранителя одного рода или одной семьи.
Слайд 7
Фрагмент лыжи
со скульптурным навершием в виде головы
лося
Дерево. VI тыс. до н.э. Висский I торфяник. Княжпогостский р-н РК.
Изделие уникально в своём
роде и прямые аналогии ему на сегодняшний день неизвестны. Небольшой фрагмент лыжи имеет огромное историко-культурное значение, как древнейшее произведение изобразительного искусства на Северо-Востоке Европы. Изображение головы лося, вероятно, несло магическое значение: по представлениям древних людей, оно должно было наделять владельца лыжи такими качествами этого могучего животного, как быстрота и выносливость.
Также, наличие головы лося на ходовой части лыж, опущенной ниже её плоскости, имело практическое значение – она была своего рода тормозом при подъеме в гору, препятствуя скольжению вниз.
Слайд 8
Шумящая коньковая подвеска
Бронза. XII-XIV вв. н.э. Жигановский могильник.
Княжпогостский р-н РК.
Коньковые подвески были женским украшением и, одновременно,
оберегом. Их массово изготавливали новгородские мастера для распространения в районах с финно-угорским населением, поддерживающим торговые связи с Новгородом. Предки коми верили в магические свойства металла отпугивать нечистую силу, способную нанести вред, поэтому многие украшения эпохи средневековья снабжены бубенчиками, которые при движении издавали мелодичный звон.
Фигурка конька с чертами водоплавающей птицы также несла в себе сакральный смысл: конь был олицетворением солнца, а птица, в первую очередь, утка в мифологии финно-угорских народов – прародительница мира, а позднее – символ семейного очага.
Слайд 9
Медальон с изображением всадника
Серебро. XIII в. н.э. Лоемский могильник. Прилузский р-н
РК.
В центре изображения медальона – мужчина верхом на коне
держит на указательном пальце правой руки сокола, у ног коня изображены три птицы, за конём – собака. Сюжет берёт истоки в средневековом искусстве Ирана и Средней Азии и является восточным заимствованием. Вероятно, медальон был составной частью ритуала охотничьей магии.
Культ коня был распространён у многих народов, в том числе и финно-угорских, где конь являлся символом солнца. В кочевническом мире существовал культ бога-всадника, объезжающего верхний и средний миры, скачущего через небесное пламя. Всадник выступал в качестве лесного божества, покровителя охотников.
Слайд 10
Фигурка медведя с изображениями человеко-лосей на тулове
Бронза. Пер.
пол- сер. I тыс. н.э. Канинское пещерное святилище. Троицко-Печорский р-н РК.
Канинское пещерное
святилище – самое крупное из святилищ Европейского Северо-Востока, существовало более 2,5 тыс. лет, вплоть до начала христианизации. Канинская пещера была межплеменным жертвенным местом, куда многие поколения людей приносили свои дары для задабривания высших сил. В качестве приношения могли использоваться металлические вещи и украшения, жертвенные животные.
Одна из найденных там вещей представляет собой бронзовую фигурку медведя с прочерченными на его тулове изображениями людей с лосиными головами. На лапах изображены браслеты, таким же образом украшали жертвенное животное во время Медвежьего праздника. Антропоморфные фигуры символизируют духов, по очертаниям голов которых можно узнать основных жителей леса: копытного (лося/оленя), пушного и ночного пернатого хищника (сову/филина).
В пещере были найдены черепа и другие кости медведей, сложенные вместе. Медведь, как и лось, был культовым, священным, животным для древнего населения, хозяином верхнего мира. Возможно, в Канинской пещере проводились охотничьи ритуалы, связанные с его почитанием, или ритуальные захоронения останков медведя после охоты на него.
Слайд 11
Антропоморфный идол
Дерево. X в. н.э. Эшмесское пещерное святилище. Ухтинский р-н РК.
В
1924 г. ижемский охотник на среднем Тимане обнаружил Эшмесскую
пещеру, в которой находилось средневековое языческое святилище. В пещере охотник нашёл деревянного идола, который был доставлен в Коми областной музей (современный Национальный музей Республики Коми). Идол имеет около 120 см в высоту, у него отсутствуют черты лица и руки, он датируется 940 г. н.э. Отсутствие лица и рук указывает на боязнь людей вредоносного влияния, которое статуя могла нанести.
Эшмесская пещера была культовым центром или родовым святилищем небольшой группы древнего населения, где языческие обряды совершались шаманом, а обрядовые действия были направлены на обращение к хозяйке Вселенной, Матери-Хозяйке, тайги, зверей, людей.