Слайд 2
Приобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления
отдельных личностей.
«Путь в тысячу миль начинается с первого шага…»
Слайд 3
Наше мышление по своей природе креативно, и каждый
из нас способен генерировать новые идеи. К сожалению, не
все это знали, и многие после нескольких неудачных попыток решить какую-либо задачу нестандартным способом составляют о себе стереотипное мнение и всю дальнейшую жизнь ограничивают себя рамками традиционного мышления.
Слайд 4
Креативность – это способность генерации нового знания путём
технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего,
способного системно организовать настоящее.
Креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
Слайд 5
В этом смысле креативность отличается от творчества, как
генерации нового знания путём использования уже существующих свойств, связей,
отношений, хотя и скрытых.
Креативность ( «to create» – создавать) предполагает «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений).
Слайд 6
Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование
человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры
мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на систематизацию и переработку знаний, сколько на их создание, интегрирование.
Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие.
Слайд 7
«Сегодня становится важнее правильно думать,
чем много знать.»
В
современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой
деятельности, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление. Нужны критерии, на основании которых можно судить об уровне развития мышления, ориентированного на создание новшеств. Обычно таким критерием является результат выполнения тестового задания (в том числе, творческого), определенного уровня сложности. Естественно, что специфика заданий должна соответствовать возрасту и опыту испытуемых.
Слайд 8
«Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью,
креативность – управляемым продуктивным
воображением»
И. Кант
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить, в итоге – получить реальный, ощутимый результат.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 9
"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя
учить или научиться. Так, можно научиться от другого, как
надо делать хороший стих; но от других нельзя научиться тому, как сочинить хорошее стихотворение, ибо это само собой должно следовать из природы автора". Кант И.
Слайд 10
«Воображение важнее знания» А. Эйнштейн
Действительно ли можно повысить
творческие (креативные) способности человека? (Конечно, имеет смысл говорить о
формировании навыков решения не любых задач, а только задач определенных классов и уровней сложности.)
Слайд 11
«Достижение цели - это спор человека с самим
собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть...»
«Цель
обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты достижения цели должны быть глобальными, а отрицательные - если они все же неизбежны - локальными.
Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.»
Альтшуллер Г.С., Верктин И.М.
Слайд 12
Что дает креативное мышление школьнику?
Приобретение разнообразных навыков.
Развитие
творческого воображения.
Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности
и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
креативной технологии (метод творческих проектов) лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно приобретать, формулировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цель данной технологии ориентирована на создание образовательного продукта (как и в методе проектов) и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации.
Слайд 14
Идея креативной технологии состоит
в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена.
получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым учеником и сообщение им своих результатов педагогу или всем учащимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных результатов деятельности учеников.
могут получать консультации учителя в доведении учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида.
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ.
Слайд 15
Основные требования к учебному проекту
Наличие значимой в творческом
плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее
решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование творческих методов реализации данной проблемы, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач;
выдвижение гипотез их решения и реализации;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация, анализ и синтез полученных данных;
техническое создание проекта, оформление результатов, их презентация или защита;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Слайд 16
«Уча, учимся»
Сенека
Данная технология (проектная деятельность учащихся, создание
творческих проектов) способствует развитию не только познавательных, интеллектуальных навыков
школьников, но и развитию информационной культуры и творческого мышления учащихся.
Слайд 17
Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Использование современных информационных технологий помогает школьникам не только приобретать
знания, но и развивать творческие, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки и использовать их при выборе профессии, в своей дальнейшей жизни.
Слайд 18
Список литературы
Материал из Википедии Генрих Саулович Альтшуллер (автор
ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических
систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ – БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ
Шевырёв А.В. - директор Центра креативного мышления МАЭП, к.э.н.,
Романчук М.Н. - ректор ИПИУ г. Москва, к.э.н., доцент
А. В. Кудрявцев. Теория развития творческой личности
[Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизнен. стратегия творч. личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp
http://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp ВВЕДЕНИЕ В ЖСТЛ] © Альтшуллер Г. С., Верткин И. М., 1990
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (РЦДО 2009 г.)