Слайд 2
Родительские субботы:
– мясопустная;
– Троицкая;
– 2-я суббота Великого поста;
–
3-я суббота Великого поста;
– 4-я суббота Великого поста;
– в
Русской Православной Церкви есть еще Димитриевская родительская суббота.
Слайд 5
Свидетельства отцов и учителей Древней Церкви о поминовении
усопших
Тертуллиан
Климент Александрийский
сщмч. Ипполит Римский
Слайд 6
Свидетельства отцов и учителей Древней Церкви о
поминовении
усопших
сщмч. Киприан
Карфагенский
свт. Кирилл
Иерусалимский
свт. Иоанн
Златоуст
Слайд 7
сщмч. Дионисий Ареопагит
прп. Савва Освященный
Свидетельства отцов и учителей
Древней Церкви о
поминовении усопших
Слайд 8
Актуальность работы заключается в попытке собрать и систематизировать
уже имеющиеся данные, уделяющие особое внимание исторической стороне богослужения
родительских суббот, содержащиеся в трудах святых отцов, дореволюционных и современных литургистов.
Слайд 9
· Объектом исследования являются родительские субботы.
· Предметом
исследования являются исторические предпосылки и обстоятельства появления заупокойных поминовений
в конкретные субботы, называемые родительскими, а также гимнографические тексты и уставные особенности этих дней.
· Цель работы состоит в том, чтобы на основании опубликованных исследований дать историко-литургическое описание богослужения родительских суббот.
Слайд 10
Задачи:
– провести анализ исследований, в той или иной
степени касающихся темы работы;
– обобщить и систематизировать известные сведения
по данной теме;
– исследовать исторические предпосылки и обстоятельства появления заупокойных поминовений в конкретные субботы, называемые родительскими;
– изложить уставные особенности богослужения родительских суббот;
– рассмотреть наиболее известные гимнографические тексты, употребляемые за богослужением родительских суббот.
В работе применяется метод комплексного источниковедения, т.е. анализ различных видов источников (в первую очередь, письменных) в их взаимосвязи и взаимодополнении.
Слайд 11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Для освещения истории формирования родительских суббот и
определения их места в годовом круге богослужения был привлечен
широкий круг исследований, затрагивающих тематику данной работы. Для удобства их краткого обзора мы разделили использованные материалы на несколько групп.
Первую группу составляют свидетельства отцов и учителей первых веков христианства, иллюстрирующие практику поминовения усопших в Древней Церкви и указывающие на предпосылки установления родительских суббот: Климента Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Кирилла Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, сщмч. Дионисия Ареопагита, свт. Григория Богослова. Здесь же стоит указать агиографические памятники, такие как мученичество святых Поликарпа Смирнского и Игнатия Богоносца. Сюда же можно отнести Апостольские постановления и правила Святых Поместных Соборов, затрагивающие вопросы поминовения усопших.
Во вторую группу исследований входят труды дореволюционных литургистов: протоиерея Григория Дебольского, Михаила Скабаллановича, Ивана Карабинова.
Третью группу литературы по теме нашей работы образуют исследования современных литургистов (ХХ–ХХI вв.): священноисповедника Афанасия (Сахарова), схиархимандрита Иоанна (Маслова), Гермогена Шиманского, Иоанниса Фундулиса, протоиерея Геннадия Нефедова, священника Сергия Ванюкова, Александра Лукашевича, Георгия Битбунова, Марии Красовицкой.
Слайд 12
Структура работы обусловлена целью, задачами, и проблематикой исследования.
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического
списка.
Во Введении обозначена актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и основные задачи работы, описан метод исследования, дан краткий обзор источников и литературы по теме работы.
В первой главе помещается краткое историческое описание происхождения, развития и прочного установления родительских суббот.
Вторая глава работы посвящается рассмотрению богослужения родительских суббот и их места в годовом круге богослужений.
Третья глава включает в себя рассмотрение наиболее известных песнопений, употребляемых в дни особого поминовения усопших, их авторов и идейного содержания.
В Заключении приведены основные выводы работы, а также обозначена ее перспективность.