Слайд 2
Библейские свидетельства
Послание к Евреям
- Евр. 1:3 «Сей, будучи
сияние славы и образ ипостаси Его»;
- «веки сотворил» (2
ст.);
- «держа все словом силы Своей» (3 ст.);
- «будучи столько превосходнее ангелов» (4 ст.)
Слайд 3
Библейские свидетельства
Послание к Евреям
«и да поклонятся Ему все
Ангелы Божии» (ст. 6);
Ср. Откр. 19:10-13
«Богу поклонись» указывает на
Верного и истинного, который праведно судит и воинствует, который облечен в одежду, обагренную кровью и чье имя «Слово Божие».
Слайд 4
Библейские свидетельства
Послание к Евреям
«А о Сыне: «престол
Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего –
жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости…» (Евр. 1:8-9);
Апостол цитирует Пс. 44:7-8 и для обращения к Сыну использует слово Боже.
Слайд 5
Библейские свидетельства
Послание к Колосянам
«Который есть образ Бога невидимого…»
(Кол. 1:15);
«И Он есть прежде всего, и все Им
стоит» (Кол. 1:17);
«Ибо в Нем обитает вся полнота (πλερομα) Божества телесно» (Кол. 2:9).
Слайд 6
Библейские свидетельства
Другие послания Павла
- «Истину говорю во Христе…
их и отцы, и от них Христос по плоти,
сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5).
Слайд 7
Откровение Иоанна
«Я есмь Альфа и Омега, начало и
конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет,
Вседержитель» (Откр. 1:8);
Речь идет о Христе. Ср. «Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр. 2:8).
Слайд 8
Библейские свидетельства
Экзегетическое «και»
Если два слова объединены союзом «και»
и перед первым словом стоит артикль, тогда оба слова
относятся к одной личности или предмету.
- «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).
Слайд 9
Библейские свидетельства
Другие послания Павла
- «Итак, заклинаю тебя пред
Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить
живых и мертвых в явлении Его и царствие Его» (2 Тим.4:1), см. правило экзегетического союза «και».
Слайд 10
Библейские свидетельства
Экзегетическое «και»
- «Ибо знайте, что никакой
блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не
имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).
Слайд 11
Библейские свидетельства
Экзегетическое «και»
- «Симон Петр, раб и
апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру
по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего» (2 Петр. 1:1-2).
Слайд 12
Библейские свидетельства
Экзегетическое «και»
Примеры, где это правило не работает:
-
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом… они
будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6).
- «И ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем» (Откр. 22:3).
Слайд 13
Свидетельства Духа Пророчества
«Он был равен с Богом» (Св-ва,
2:200);
«Если человек отвергает свидетельство Св. Писания относительно божественности Христа,
с ним бесполезно говорить, ибо никакими аргументами, даже самыми сильными, убедить его будет невозможно… Никто, заблуждающийся подобным образом, не сможет понять истинный характер миссии Христа или великий план Божий по искуплению человечества» (Великая борьба, 524).
Слайд 14
Свидетельства Духа Пророчества
«Как член человеческой семьи Он был
смертен, однако как Бог Он был источником жизни мира.
Он мог в Своей божественной ипостаси противостоять наступлению смерти… Вечное Слово согласилось стать плотью! Бог стал человеком» (Ревью энд Геральд, 5 июля, 1887).
Слайд 15
Свидетельства Духа Пророчества
«…Он был Богом, однако на какое-то
время он отказался от Своей божественной славы… Он понес
на Себе грехи мира и претерпел наказание, которое подобно горной лавине обрушилось на Его божественную душу» (там же).
Слайд 16
Свидетельства Духа Пророчества
«Я и Отец одно». Слова Христа
были преисполнены глубокого смысла, когда Он выступил с утверждением,
что Он с Отцом одной сущности, обладают одними и теми же качествами» (Знамения времени, 27 ноября, 1893).
Слайд 17
Свидетельства Духа Пророчества
«Христос был Богом по сути, в
высшем смысле этого слова. Он был с Богом от
всей вечности, Бог всего вовеки веков» (Ревью энд Геральд, 5 апр. 1906);
«Во Христе была жизнь подлинная, не производная и не заимствованная. «Имеющий Сына имеет жизнь» (1 Ин. 5:12). В божественности Христа заключена уверенность каждого верующего в вечной жизни» (Желание веков, 530).
Слайд 18
Свидетельства Духа Пророчества
«Слово существовало как божественное существо и
даже как вечный Сын Божий в союзе и единстве
со Своим Отцом. От вечности Он был Посредником завета, Тем, в Ком все народы земли, как иудеи, так и язычники, будут благословенны, если примут Его. «Слово было у Бога и Слово было Бог». Прежде чем были сотворены ангелы и человек, Слово было с Богом и Слово было Бог» (Избранные вести, 1:247).
Слайд 19
Свидетельства Духа Пророчества
«Видевший Меня, видел и Отца». Христос
не переставал быть Богом, когда Он стал человеком. Хотя
Он и смирил Себя, приняв человеческое естество, Божественность оставалась с Ним. Только Христос мог представить человечеству Отца…» (Желание веков, 663-664).
Слайд 20
Библейские свидетельства
Пролог евангелия от Иоанна
«В начале было Слово,
и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Ин. 1:1)
Θεός εν ω Λογος
- поставив первым слово Θεός, Иоанн придал ему особую силу;
- Он определил Слово как божественное и в то же время установил различие между Словом и Богом.
Слайд 21
Проблемные тексты
Ин. 3:16
- Μονογενής от μονος (один) и
γενος (род, вид) означает «единственный в своем роде», «уникальный».
- Слово никак не связано с греческим глаголом γενναω (рождать).
- Встречается в Н.З. 9 раз, из них 5 раз по отношению к Иисусу Христу (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9).
Слайд 22
Проблемные тексты
Значение Μονογενής
- «Когда же Он приблизился к
городским воротам, тут выносили умершего, единственного (мονογενής) сына у
матери» (Лк. 7:12)
- «Потому что у него была одна (мονογενής) дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (Лк. 8:42).
Слайд 23
Проблемные тексты
Значение Μονογενής
- «Вдруг некто из народа воскликнул:
Учитель, умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один
(мονογενής) у меня» Лк. 9:38
- «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного (мονογενής)» (Евр. 11:17).
Слайд 24
Проблемные тексты
Концепция «Yahid» в Ветхом Завете.
- «Бог сказал:
возьми сына твоего, единственного (yahid, в Септуагинте мονογεής) твоего,
которого ты любишь, Исаака» (Быт. 22:2, 12);
- «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном (yahid) сыне» (Зах. 12:10);
- «Ибо и я был сын у отца моего, нежно-любимый и единственный (yahid) у матери моей» (Пр. 4:3).
Слайд 25
Проблемные тексты
Кол. 1:15 «…рожденный прежде всякой твари»
- Πρωτότοκος
от Πρωτος (первый) и τικτω (рождаю) – первородный или
первенец.
- Понятие «первородства» играло огромную роль в израильском обществе, означая целый ряд преимуществ, а также ответственностей.
Слайд 26
Проблемные тексты
- «Первородный» представлял отца;
- был священником в
семье;
- был вождем, защитником, избавителем для своей семьи.
Очень часто
это понятие использовалось в фигуральном смысле
Слайд 27
Проблемные тексты
Пс. 88:21, 28 «Я обрел Давида, раба
Моего, святым елеем Моим помазал Его… И Я сделаю
его первенцем» (ср. 1 Цар. 16:10-12);
Исх. 4:22 «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (ср. Быт. 25:25-26);
Иер. 31:9 «Ибо Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой» (ср. Быт. 41:50-52).
Слайд 28
Проблемные тексты
Первенец по отношению к Христу используется фигурально,
подчеркивая Его особую миссию в плане спасения:
- Он представляет
Отца;
- Он является Первосвященником;
- Он является Избавителем и Искупителем.
Слайд 29
Проблемные тексты
«Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный,
начало создания Божия…» (Откр. 3:14)
Более точный перевод – «Начало
творению Божию» или «правящий творением Божиим».
Слайд 30
Проблемные тексты
Выражение «Сын Божий» в Библии:
- слово «сын»
часто используется в значении «потомок» (Мф. 1:20 «Иосиф, сын
Давидов»; 27:9 «сыны Израиля»).
- часто используется фигурально, подчеркивая принадлежность, сходство
Гал. 3:7 «верующие суть сыны Авраама»;
Мф. 13:38 «сыны царства и сыны лукавого»;
Слайд 31
Проблемные тексты
Марк 3:17 «сыны громовы»;
Пл. Иер. 4:2 «сыны
Сиона»;
Быт. 6:4 «сыны Божии»;
Ин. 12:36 «сыны света»;
Ефес. 2:2 «сыны
противления» и т.д.
Ин. 8:44 «ваш отец дьявол».
Слайд 32
Проблемные тексты
Выражения «Сын» и «Отец» применительно к Божеству
указывают не на биологическую зависимость, а на близость отношений
между лицами Божества, обладание одними и теми же характеристиками и свойствами.
Слайд 33
Проблемные тексты
Евр. 1:5 «Ты Сын Мой, Я ныне
родил Тебя» (см. Пс. 2:7)
Первоначально эти слова относились к
сыну Давида Соломону
- 1 Пар. 17:13 «Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцом, и он будет мне сыном»;
- 2 Цар. 7:14 «Я буду ему отцом и он будет мне сыном».
Слайд 34
Евр. 1:5 (Пс. 2:7)
Этот мессианский текст указывает на
основные аспекты спасительного служения Христа, связанного
1. с воплощением:
«а как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (2:14);
2. обретением Первосвященнического статуса: «так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»,… быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (5:5-10);
Слайд 35
Евр. 1:5 (Пс. 2:7)
3. с воскресением из мертвых:
«Но Бог воскресил Его из мертвых…, и мы благовествуем
вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:30-33).