Слайд 2
Покров Пресвятой Богородицы
— праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии;
в Русской Церквисчитается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1
октября по юлианскому календарю.
Слайд 3
В основу праздника положено предание
о явлении Божией Матери В основу праздника положено предание
о явлении Божией Матери во Влахернском храме В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.
Слайд 4
Явление Богоматери
В 910 годуВ 910 году, при императоре Льве МудромВ 910 году,
при императоре Льве Мудром и патриархе МакарииВ 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии,
византийская империя вела войну с сарацинамиВ 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами —мусульманамиВ 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами —мусульманами (в ряде источников — с племенами русов) и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бденияВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храмВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святойАндрей, Христа ради юродивыйВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святойАндрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангеламиВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святойАндрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святыхВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святойАндрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн КрестительВ воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святойАндрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Слайд 5
Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:
Когда св.
Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась
на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
Слайд 6
История установления праздника
Время установления праздника на Руси точно
не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской
церкви, которая впоследствии его оставила.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
В 1164 годуВ 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея ЮродивогоВ 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
Слайд 7
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери
появились в XII веке
Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова
на НерлиВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 годуВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем БоголюбскимВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В НовгородеВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырьВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в МосквеВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном ГрознымВсемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного
Слайд 8
Гимнография
ТропарьТропарь, глас 4
Днесь благовернии людие/ светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати,
пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/
покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Слайд 9
Особенности
богослужения
Богослужебные особенности полностью соответствуют богородичным двунадесятым праздникам,
хотя сам Покров является великим, а не двунадесятым праздником.
Слайд 10
Народные приметы
На Руси праздник Покрова издавна связывали с
началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом
покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.