Слайд 2
ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ
(25 ЯНВАРЯ 1938, МОСКВА — 25
ИЮЛЯ 1980, МОСКВА) — СОВЕТСКИЙ ПОЭТ И АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ, АКТЁР,
АВТОР ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР (1987 — ПОСМЕРТНО).
Слайд 3
ДЕТСТВО
РАННЕЕ ДЕТСТВО ОН ПРОВЁЛ В МОСКОВСКОЙ КОММУНАЛЬНОЙ КВАРТИРЕ
НА 1-Й МЕЩАНСКОЙ УЛИЦЕ (НЫНЕ ПРОСПЕКТ МИРА): «…НА ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ
КОМНАТОК ВСЕГО ОДНА УБОРНАЯ…» — НАПИСАЛ В 1975 ГОДУ ВЫСОЦКИЙ О СВОЁМ РАННЕМ ДЕТСТВЕ. ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В 1941 — 1943 ГОДАХ ЖИЛ С МАТЕРЬЮ В ЭВАКУАЦИИ В СЕЛЕ ВОРОНЦОВКА, В 20 КМ ОТ РАЙЦЕНТРА — ГОРОДА БУЗУЛУК, ЧКАЛОВСКОЙ (НЫНЕ — ОРЕНБУРГСКОЙ) ОБЛАСТИ. В 1943 ГОДУ ВОЗВРАТИЛСЯ В МОСКВУ, НА 1-Ю МЕЩАНСКУЮ УЛИЦУ, 126 (С 1957 ГОДА — ПРОСПЕКТ МИРА). В 1945 ГОДУ ВЫСОЦКИЙ ПОШЁЛ В ПЕРВЫЙ КЛАСС 273-Й ШКОЛЫ РОСТОКИНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ.
ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ, В 1947 ГОДУ, ВЛАДИМИР ПЕРЕЕХАЛ ЖИТЬ К ОТЦУ И ЕГО ВТОРОЙ ЖЕНЕ.
В ОКТЯБРЕ 1949 ГОДА ОН ВЕРНУЛСЯ В МОСКВУ И ПОШЕЛ В 5-Й КЛАСС МУЖСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 186. В ЭТО ВРЕМЯ СЕМЬЯ ВЫСОЦКИХ ЖИЛА В БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ ПЕРЕУЛКЕ, 15, КВ. 4. ЭТОТ ПЕРЕУЛОК УВЕКОВЕЧЕН В ЕГО ПЕСНЕ:«ГДЕ ТВОИ СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ!».
Слайд 4
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ АРТИСТА
С 1953 ГОДА ВЫСОЦКИЙ ПОСЕЩАЛ ДРАМКРУЖОК
В ДОМЕ УЧИТЕЛЯ, РУКОВОДИМЫЙ АРТИСТОМ МХАТА В. БОГОМОЛОВЫМ. В
1955 ГОДУ ЗАКОНЧИЛ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ № 186, И, ПО НАСТОЯНИЮ РОДСТВЕННИКОВ, ПОСТУПИЛ НА МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА ИМ. КУЙБЫШЕВА, ИЗ КОТОРОГО УШЁЛ ПОСЛЕ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА.
С 1956 ПО 1960 ГОД ВЫСОЦКИЙ — СТУДЕНТ АКТЁРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ ИМ. В. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО. ОН ЗАНИМАЕТСЯ У Б. И. ВЕРШИЛОВА, ЗАТЕМ У П. В. МАССАЛЬСКОГО И А. М. КОМИССАРОВА. 1959 ГОД ОЗНАМЕНОВАЛСЯ ПЕРВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РАБОТОЙ (РОЛЬ ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА В УЧЕБНОМ СПЕКТАКЛЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ») И ПЕРВОЙ РОЛЬЮ В КИНО (ФИЛЬМ «СВЕРСТНИЦЫ», ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ РОЛЬ СТУДЕНТА ПЕТИ). В 1960 ГОДУ ПРОИЗОШЛО ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О ВЫСОЦКОМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ, В СТАТЬЕ Л. СЕРГЕЕВА «ДЕВЯТНАДЦАТЬ ИЗ МХАТ» («СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», 1960, 28 ИЮНЯ).
Слайд 5
НАЧАЛО ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ
ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО. ПЕСНЯ «ТАТУИРОВКА», НАПИСАННАЯ В 1961 ГОДУ В
ЛЕНИНГРАДЕ, МНОГИМИ СЧИТАЕТСЯ ПЕРВОЙ. НЕОДНОКРАТНО ТАКОВОЙ ЕЁ НАЗЫВАЛ И САМ ВЫСОЦКИЙ. ЭТА ПЕСНЯ ПОЛОЖИЛА НАЧАЛО ЦИКЛА «БЛАТНОЙ» ТЕМАТИКИ.
ОДНАКО СУЩЕСТВУЕТ ПЕСНЯ «49 ДНЕЙ», ДАТИРУЕМАЯ 1960 ГОДОМ, О ПОДВИГЕ ЧЕТЫРЁХ СОВЕТСКИХ СОЛДАТ, ДРЕЙФОВАВШИХ И ВЫЖИВШИХ В ТИХОМ ОКЕАНЕ. ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕСНЕ БЫЛО ВЕСЬМА КРИТИЧНЫМ: В АВТОГРАФЕ ЕЙ ДАН НАДЗАГОЛОВОК «ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ЗАКОНЧЕННЫХ ХАЛТУРЩИКОВ», С ПОЯСНЕНИЕМ В КОНЦЕ, ЧТО «ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ МОГУТ БЫТЬ НАПИСАНЫ» СТИХИ НА ЛЮБЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ. «НАДО ТОЛЬКО ВЗЯТЬ ФАМИЛИИ И ИНОГДА ЧИТАТЬ ГАЗЕТЫ». НО, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВЫСОЦКИЙ КАК БЫ ИСКЛЮЧАЛ ЭТУ ПЕСНЮ ИЗ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА (НАЗЫВАЯ «ТАТУИРОВКУ» ПЕРВОЙ), ИЗВЕСТНЫ ФОНОГРАММЫ ЕЁ ИСПОЛНЕНИЙ В 1964—1969 ГГ.
Слайд 6
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
НА ПЕРВОМ КУРСЕ ОН ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СТУДЕНТКОЙ
ИЗОЙ ЖУКОВОЙ, КОТОРАЯ СТАЛА ЕГО ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ.
В 1961
ГОДУ С СУПРУГОЙ ИЗОЙ ОНИ РАССОРИЛИСЬ, ОНА УЕХАЛА ИЗ МОСКВЫ, А ВЫСОЦКИЙ НА СЪЕМКАХ ОЧЕРЕДНОГО ФИЛЬМА ПОЗНАКОМИЛСЯ С АКТРИСОЙ ЛЮДМИЛОЙ АБРАМОВОЙ, КОТОРАЯ СТАЛА ЕГО ВТОРОЙ ЖЕНОЙ. ОТ ВТОРОГО БРАКА У ВЫСОЦКОГО РОДИЛИСЬ ДВА СЫНА – АРКАДИЙ (1962) И НИКИТА(1964).
Слайд 7
ВЫСОЦКИЙ И МАРИНА ВЛАДИ
ТРЕТЬЯ ЖЕНА АРТИСТА МАРИНА ВЛАДИ (НАСТОЯЩИЕ ИМЯ
И ФАМИЛИЯ – МАРИНА-КАТРИН ВЛАДИМИРОВНА ПОЛЯКОВА-БАЙДАРОВА, 1938 Г.Р.) ВОШЛА В
ЕГО ЖИЗНЬ В 1967 ГОДУ. ВЫСОЦКИЙ ВЛЮБИЛСЯ В НЕЕ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА КИНОФИЛЬМА "КОЛДУНЬЯ". ОН СМОТРЕЛ ФИЛЬМ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ В ДЕНЬ, МЕЧТАЛ О ВСТРЕЧЕ МНОГИЕ ГОДЫ. И ВОТ НАКОНЕЦ ОНА СОСТОЯЛАСЬ. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ПРОИЗОШЛО В РЕСТОРАНЕ ВТО.
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ОНИ ПОЖЕНИЛИСЬ. МАРИНА ВЛАДИ БЫЛА С НИМ РЯДОМ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ. "Я ЖИВ, ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ТОБОЙ ХРАНИМ...", – УСПЕЕТ НАПИСАТЬ ОН НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ТЕЛЕГРАФНОГО БЛАНКА. И ВСЕ ЭТИ ГОДЫ МАРИНА ВЛАДИ ПЫТАЛАСЬ ЗАМЕДЛИТЬ БЕШЕНЫЙ РИТМ ЖИЗНИ ВЫСОЦКОГО.
СУПРУГА ВВЕЛА АКТЕРА И ПЕВЦА В КРУГ ЕВРОПЕЙСКИХ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ. НА ЗАПАДЕ ВЫШЛО НЕСКОЛЬКО ПЛАСТИНОК ВЫСОЦКОГО.
Слайд 8
ПОЭЗИЯ И ПЕСНИ
ВЫСОЦКИЙ НАПИСАЛ СВЫШЕ 100 СТИХОТВОРЕНИЙ, ОКОЛО
600 ПЕСЕН И ПОЭМУ ДЛЯ ДЕТЕЙ (В ДВУХ ЧАСТЯХ),
В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ЕГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 700 ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ДОВОЛЬНО МНОГО ПЕСЕН БЫЛО НАПИСАНО СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ КИНОФИЛЬМОВ, НО БОЛЬШАЯ ИХ ЧАСТЬ, ИНОГДА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ, НО ЧАЩЕ ИЗ-ЗА БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ЗАПРЕТОВ, В ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ВЕРСИИ НЕ ВОШЛА (НАПРИМЕР, В ФИЛЬМЫ «ЗЕМЛЯ САННИКОВА», «ВТОРАЯ ПОПЫТКА ВИКТОРА КРОХИНА», «ОСОБОЕ МНЕНИЕ» И ДРУГИЕ).
Слайд 9
ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ
«ЖИЗНЬ БЕЗ СНА (ДЕЛЬФИНЫ И ПСИХИ)». 1968
ГОД НАЛИЧИЕ АВТОРСКОГО НАЗВАНИЯ НЕИЗВЕСТНО.
ПЕРВАЯ ИЗВЕСТНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ РАССКАЗА В
ПАРИЖСКОМ ЖУРНАЛЕ «ЭХО» В 1980 Г. НАЗВАНИЕ «ЖИЗНЬ БЕЗ СНА» БЫЛО ДАНО РЕДАКЦИЕЙ ЖУРНАЛА. ПОД ЗАГОЛОВКОМ «ДЕЛЬФИНЫ И ПСИХИ» РАССКАЗ РАСПРОСТРАНЯЛСЯ В СОВЕТСКОМ САМИЗДАТЕ.
«КАК-ТО ТАК ВСЕ ВЫШЛО». 1969 ИЛИ 1970 ГОДЫ.
«ГДЕ ЦЕНТР?» (СЦЕНАРИЙ). 1975 ГОД.
«РОМАН О ДЕВОЧКАХ». 1977 ГОД. РОМАН НЕ ОКОНЧЕН. В АВТОРСКОЙ РУКОПИСИ НАЗВАНИЕ ОТСУТСТВУЕТ
«ВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ» КИНОПОВЕСТЬ (СОВМЕСТНО С Э. ВОЛОДАРСКИМ) 1979 ГОД
«ЧЁРНАЯ СВЕЧА» (1 ЧАСТЬ) СОВМЕСТНО С ЛЕОНИДОМ МОНЧИНСКИМ. ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ НЕ ДОЖИЛ ДО ОКОНЧАНИЯ СОВМЕСТНОГО ТРУДА, И 2 ЧАСТЬ БЫЛА НАПИСАНА УЖЕ ТОЛЬКО МОНЧИНСКИМ.
Слайд 10
КИНЕМАТОГРАФ
ВЫСОЦКИЙ СНЯЛСЯ ПОЧТИ В 30 ФИЛЬМАХ, ВО МНОГИХ
ИЗ НИХ ЗВУЧАТ ЕГО ПЕСНИ. НА МНОГИЕ РОЛИ ЕГО
НЕ УТВЕРЖДАЛИ, ПРИЧЁМ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПО ТВОРЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ. ВЫСОЦКИЙ УЧАСТВОВАЛ ТАКЖЕ В ОЗВУЧИВАНИИ ОДНОГО МУЛЬТФИЛЬМА — «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». КРОМЕ ТОГО, ИЗНАЧАЛЬНО ВОЛКА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «НУ, ПОГОДИ!» ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ ОЗВУЧИВАТЬ ВЫСОЦКОМУ, НО ВПОСЛЕДСТВИИ ЕГО ЗАМЕНИЛ АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ.
«Опасные гастроли»
«Интервенция»
«Служили два товарища»
Слайд 11
ДИСКОГРАФИЯ
ПРИ ЖИЗНИ ВЫСОЦКОГО БЫЛО ВЫПУЩЕНО ВСЕГО 7 МИНЬОНОВ
(ВЫХОДИЛИ С 1968 ПО 1975 ГОД). КАЖДАЯ ИЗ ПЛАСТИНОК
СОДЕРЖАЛА НЕ БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЁХ ПЕСЕН.
В 1978 ГОДУ ТАКЖЕ БЫЛ ВЫПУЩЕН ЭКСПОРТНЫЙ ДИСК-ГИГАНТ, В КОТОРЫЙ ВОШЛИ ПЕСНИ, ЗАПИСАННЫЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ФИРМОЙ «МЕЛОДИЯ», НО ТАК И НЕ ИЗДАННЫЕ.
Слайд 12
ТРАГЕДИЯ
ЖИЗНЬ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО НЕОЖИДАННО ОБОРВАЛАСЬ 25 ИЮЛЯ 1980
ГОДА. ВЫСОЦКОГО ХОРОНИЛА, КАЗАЛОСЬ, ВСЯ МОСКВА, ХОТЯ ОФИЦИАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ
О СМЕРТИ НЕ БЫЛО – В ЭТО ВРЕМЯ ПРОХОДИЛА МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА. ТОЛЬКО НАД ОКОШКОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ КАССЫ БЫЛО ВЫВЕШЕНО СКРОМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ: "УМЕР АКТЕР ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ". НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ СДАЛ ОБРАТНО БИЛЕТ – КАЖДЫЙ ХРАНИТ ЕГО У СЕБЯ, КАК РЕЛИКВИЮ. ПОХОРОНЫ СТАЛИ СКОРБНЫМ ПРОТЕСТОМ ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ ПРОТИВ БЕЗВРЕМЕНЬЯ "ЗАСТОЯ", ВЫРАЗИТЕЛЕМ И ОБЛИЧИТЕЛЕМ КОТОРОГО БЫЛ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.
Слайд 13
ПОСМЕРТНОЕ ПРИЗНАНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ
ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ К
ВЛАДИМИРУ СЕМЕНОВИЧУ ВЫСОЦКОМУ ПРИШЛО ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕРТИ. СНАЧАЛА ЭТО
БЫЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ ШАГИ: В 1981 ГОДУ УСИЛИЯМИ Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО, БЫЛ ОПУБЛИКОВАН ПЕРВЫЙ КРУПНЫЙ СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. ВЫСОЦКОГО — «НЕРВ» — И ВЫШЛА ПЕРВАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ («ДИСК-ГИГАНТ») СОВЕТСКАЯ ПЛАСТИНКА, КАК И ПОЛОЖЕНО БОЛЬШОМУ ПОЭТУ. В 1987 ГОДУ ЕМУ ПОСМЕРТНО ПРИСУЖДЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ СССР, ЗА ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ КАПИТАНА ЖЕГЛОВА В ФИЛЬМЕ «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» И АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН (ПРЕМИЮ ПОЛУЧАЛ ОТЕЦ — С. В. ВЫСОЦКИЙ).