Слайд 2
Тема материнства вечная, художники разных стран видят в
ней все
новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего
народа, а
так же с неисчерпаемой красотой душевных переживаний,
которые открывает в женщине рождение ребенка.
Образ матери сквозь века
Слайд 3
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя не гимн
пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это
– зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте ! Я произношу его: Мама.
Расул Газматов
Слайд 4
Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Родина
– всем матерям мать.
Родная земля – матушка, а чужая
– мачеха.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает,
да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Материнская ласка – конца не знает.
Чувство отца выше гор, чувство матери глубже океана.
Слайд 5
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани,
В
няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла
Улетел орел домой,
Солнце
скрылось за водой,
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?!
Али звезды ты считал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых,
Я дитя оберегал,
Колыбельную качал!»
А. Майков «Колыбельная песня»
Слайд 7
Священный лик Богоматери
Богородица на Руси воспринималась как покровительница
и защитница
Родной земли, заступница людей перед Богом.
В древнерусском искусстве
образ Богородицы был связан с культом
Матери – земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства.
«Первая мать – Пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля»,-
гласит народная мудрость.
В сознании русского человека образ Богородицы всегда был окружен
Ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.
Слайд 8
В древности к ним как предмету поклонения относились
с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним
считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать их в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели. В таком случае говорили – «выбыли». Они считались лучшим и очень ценным подарком. В старину ими украшали не только храмы, но и дом, развилки дорог, часто вывешивали у колодцев, на воротах при въезде в город. В настоящее время их воспринимают не только как предмет культа, но и как произведение искусства. О чем речь?
Икона – слово греческое, в переводе означает «образ»,
«изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли –
«образа»
Слайд 9
4 основных типа изображения Богородицы
Богоматерь Знамение
(знаменующей
рождение Спасителя, воплощение новой жизни)
Богоматерь Оранте
(«молящаяся» с
воздетыми к небу руками)
Богоматерь Одигитрия
(«путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках)
Богоматерь Елеус
(«умиления», обнимающей своего Сына)
Слайд 13
Владимирская Богоматерь
Была создана в XII веке и
привезена на
Русь.
Долгое время находилась в
Успенском соборе во
Владимире, сейчас хранится
в
Москве.
Слайд 14
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный
в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на
руках.
От любой напасти заклиная
(Ей то уж добра не занимать!)
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколь бы ты ни вышагал путей,
Яблоня - увешана плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
С. Островский
«Песнь о женщине»
Слайд 15
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль
не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится
жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы –
То слезы бедных матерей.
Н.А. Некрасов
Слайд 16
Кессет «Мать и дитя»
Пикассо «Мать и дитя»
Слайд 20
Возрождение
– одна из величайших эпох, переломный этап
в развитии
мирового искусства между средними веками и новым временем.
Свое
название этот период развития культуры получил в связи с
возрождением к античному искусству. Однако художники этого времени
не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно
новое содержание.
Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью:
Человек мера всех вещей.
Особенно возросла роль творческой личности.
Эпоха Возрождения в Италии охватывает XIV – XVI века.
В этот период творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Джорджоне и Тициан.
Искусство Возрождения принесло иное понимание красоты.
Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом
Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к
людям
Слайд 21
Это был универсальный талант, раскрывшийся во всех без
исключения областях знания той эпохи. Ему принадлежат трактаты
по
математике и физике, он оставил после себя множество
проектов, о которых до него никто даже не помышлял и которые
по той или иной причине не были реализованы. Среди его
изобретений парашют, летательный аппарат, наподобие
современного самолета, бронированная повозка (аналог
современного танка). Баллистика и живопись, механика и химия –
этого ученого, инженера, скульптора, архитектора и одного из
лучших живописцев Высокого Возрождения интересовало
буквально все. С технической точки зрения его расчеты всегда
оказывались безупречными.
О ком идет речь? Что вы знаете о деятельности ученого?
Слайд 22
Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
считают основоположником
искусства Высокого Возрождения.
Слайд 23
Художник с гибким телом леопарда,
А в мудрости –
лукавая змея.
Во всех его созданиях есть струя –
Дух беладонны,
ладана и нарда.
Крылатый был он человеколев
Еще немного – и глазами рыси
Полеты птиц небесных подсмотрев,
Он должен был парить и ведать выси.
Среди людских, текущих в Бездне рек
Им предугадан был сверхчеловек.
К. Бальмонт
Слайд 25
Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Он говорил:
«Чтобы
написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц.
Но ввиду
недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой
идеей, которая приходит мне на ум.
Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь
его достигнуть…»
Рафаэль Санти (1483 – 1520)
Слайд 26
Мадонна в кресле
Мадонна с младенцем
Слайд 28
Мадонна садовница
Сикстинская мадонна
Слайд 29
«…в Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения;
но
чем более смотришь на нее, тем более кажется, что
она приближа-
ется . На лице ее ничто не выражено, т.е. на нем нет выражения
понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь, в
каком то таинственном соединении, все: спокойствие, чистоту,
величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу
земного, следовательно мирное, постоянное, не могущее уже
возмутить ясности душевной. В глазах ее нет блистания (блестящий
взор человека есть признак чего то необыкновенного, случайного;
а для нее уже нет случая – все свершилось); но в них есть какая-то
глубокая, чудесная темнота; в них есть какой то взор, никуда
особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное…»
В. Жуковский
Слайд 30
Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова (1780 -
1847)
Слайд 31
«…Чтобы полнее посвятить себя живописи
с оригиналов натуры
… уехал в деревню
свою, там занялся безусловным вниманием
природы…»
Признанный
портретист, академик
живописи А.Г. Венецианов в 44 года,
почувствовав неудовлетворенность
и необходимость работать по -другому
неожиданно уезжает из Петербурга
и поселяется в глухой глуши.
Слайд 32
А.Г. Венецианов почувствовал себя свободным художником,
независимым от требований
и желаний заказчиков. Он стал
писать простых русских женщин –
крестьянок, занятых привычной
и нелегкой работой. Вдали от шумной жизни у художника
складывалось свое представление об идеале женской красоты,
во многом отличное от общепринятых норм. Было создано,
множество картин, где в образе величавой славянки им подчеркнуты
одухотворенное начало и яркая индивидуальность.
Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора
подчеркнуть, что именно женщина, не смотря на всю тяжесть быта,
была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской
жизни.
Слайд 39
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская
долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Зной нестерпимый : равнина безлесная,
Нивы,
покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косыньки, -
Надо ребенка качать!..
Н.А. Некрасов
На жатве. Лето.
Слайд 40
Образ мордовской женщины в работах Федота Васильевича Сычкова
Слайд 41
Федот Васильевич Сычков родился в с. Кочелаево Пензенской
губернии
(ныне Ковылкинский район) в семье бедного крестьянина. Окончив
Санкт –
Петербургскую рисовальную школу, в 895 -1900 гг. обучался в Высшем
художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии
художеств. Его первой значительной работой стала конкурсная картина
«Письмо с войны» (1900), за которую совет Академии художеств присудил
Сычкову звание художника живописи. Вернувшись в родное Кочелаево,
Федот Васильевич всецело отдался работе.
Картины этого художника пользовались большой популярностью,
Они экспонировались на многих зарубежных выставках – в Сан –Луисе,
Париже и других городах.
«С гор», «Трудный переход», «Деревенская свадьба»,
«Дети в старой деревне», «Возвращение с сенокоса».
Картины Ф.В. Сычкова хранятся в музеях Саранска, Москвы, Санк –
Петербурга и других городов.
Слайд 46
Женщина – мать в искусстве XX века
Слайд 47
Петров – Водкин «Петроградская мадонна»
Слайд 48
С. Иванов «Материнство»
Скулме «Мать и дитя»
Слайд 50
№1 Назовите основные типы изображения
Богородицы
1
2
3
4
Слайд 51
№2 Как называется данная икона?
Что вы о ней знаете?
Слайд 52
№3 Какие шедевры мастеров итальянского
Возрождения вы можете назвать?
Слайд 53
№4 Перечислите известные вам работы
А.Г. Венецианова
1
3
2