Слайд 3
Н. Е. Маковский. «Замоскворечье»
(1873, Новгородский музей-заповедник)
Слайд 4
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка,
9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у
дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Слайд 5
Павел Степанович
Мочалов
(1800 – 1848)
Михаил Семёнович
Щепкин
(1788 – 1863)
Слайд 8
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:
И.А.
Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н.
Толстой, Д.В. Григорович.
Общественная деятельность
Слайд 9
Семейная жизнь
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь,
Мария, Михаил
Слайд 10
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил
каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом,
построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей
Слайд 12
«У нас есть русская школа живописи,
есть русская музыка,
позволительно нам желать и русской школы
драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».
Слайд 13
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 –
1851 годы – «ранний период»:
проба сил, поиск своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические);
высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»); После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
Слайд 14
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
2) 1852
– 1854 годы – «москвитянский период»:
работа в
славянофильском журнале «Москвитянин»,
создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои
сани не садись», «Не так живи, как хочется».
Слайд 15
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
3) 1855
– 1860 годы – «предреформенный период»:
окончательно определяется
мировоззрение Островского, складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;
Слайд 16
Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
4) 1861
– 1886 годы – «пореформенный период»:
происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского - меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента;
усложняются художественные приемы - углубляется конфликт и проблематика;
в этот период Островский пишет в разных драматичеких жанрах; историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».
Слайд 17
1861 – 1886
1855 – 1860
Общая характеристика творчества
1847 –
1851
1852 – 1854
Слайд 18
Тематика пьес А. Н. Островского
Пьесы
(47)
Жизнь купечества
Жизнь чиновников
Жизнь дворянства
Жизнь
интеллигенции
Исторические события
Философско-символическая сказка
Слайд 19
Драматург остался
в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как
назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Слайд 20
«Литературе Вы принесли в дар
целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый
мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
И. А. Гончаров