Слайд 2
Заглянем в словарь
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова:
СКАЗКА, -и,
ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах
и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3. сказка. То же, что чудо (разг.).
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова :
СКАЗКА, сказки, ж. - 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. 2. Литературное произведение того же характера. 3. перен. Нечто фантастическое, заманчивое. 4. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.).
Слайд 3
ВИДЫ СКАЗОК
о животных
бытовые
волшебные
Слайд 4
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
1) Сказки о животных – самая
древняя группа сказок. Эти сказки связаны с архаическими мирами,
в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира.
2) В сказках о животных человек
либо играет второстепенную роль,
либо занимает положение,
равноценное животному.
3) Образы диких животных в таких
сказках явно преобладают над
образами домашних.
Слайд 5
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Сказки бытовые – это сказки на
семейно-бытовые
темы.
2) В их основе лежат события каждодневной жизни.
3) Бытовые
сказки кратки. В центре сюжета обычно
один эпизод, действие
развивается быстро, нет
повторения эпизодов.
Слайд 6
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
1) В волшебных сказках действуют необыкновенные
герои,
добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
2) Рядом
с основными героями в волшебной сказке всегда
чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало и
другие.
3) Герои владеют чудесными средствами: ковер-самолет,
сапоги-скороходы, скатерть-
самобранка, шапка-невидимка.
4) Противники положительных
героев – темные силы,
страшные чудовища (Кащей
Бессмертный, Баба Яга, Лихо
одноглазое, Змей Горыныч).
5) В волшебных сказках часто
эпизоды повторяются троекратно.
Слайд 7
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Присказка.
Зачин.
Развитие действия. Часты в сказках
переходные формулы от одного крупного эпизода к другому («Скоро
сказка сказывается — нескоро дело делается»).
Кульминация.
Концовка.
Слайд 8
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Нередко сказки начинаются с присказок. Их
назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его
на соответствующий лад.
«Было это на море, на океяне. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба.
Или: «Поп со зла ударил козла, а козел с разбегу ударил телегу, а телега раскатилась, попу в бороду вцепилась. Но это еще не сказка, это присказка, сказка дальше начинается».
Слайд 9
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Традиционным элементом сказки является зачин -
начало. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между
нашей обыденной речью и сказочным повествованием.
В зачине определяются герои сказки, место и время действия.
Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…».
У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…».
Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».
Слайд 10
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Сказки имеют своеобразные концовки, которые подводят
итог развитию сказочного действия.
Вот как, например, заканчивается сказка
«Зимовье зверей»:
«А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».
Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует».
Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадет».
Слайд 11
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
В сказках мы часто встречаемся с
песнями. Хитро напевает свою песню лиса в народной сказке
«Кот, петух и лиса»:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Печально звучит в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песня Иванушки:
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Слайд 12
СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.
Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да
в рот
не попало.
Долго ли, коротко ли.
Что ни в сказке сказать ни пером описать.
Слайд 13
ЯЗЫК СКАЗОК
* Уменьшительно-ласкательные суффиксы, показывающие расположение автора:
копешка (сена);
девчушка.
* Суффиксы, которые придают ироническую окраску, сатирическую функцию:
человечишко; зайка;
любезнейшая; муравьишка;
Частицы -ка, -то:
Глянь-ка, расскажи-ка, ему-то.
* Просторечные словообразования:
зубоньки; глазоньки; невестушка; крепенько.
* Сложные слова:
рад-радёшенек; белокаменный; складно-ладно; глядь-поглядь; латал-перелатывал; крепко-крепенько.
Слайд 14
ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА В СКАЗКАХ
3 и 7
В названиях:
«Три медведя», «Три сына», «Семеро козлят».
В троекратном
повторении действия: три ночи ведет бой Иван
со Змеем-Горынычем.
Количество героев: три Ивана, три сестрицы.
Слайд 15
У КАЖДОГО ГЕРОЯ СВОЙ ХАРАКТЕР
ГЛУПЫЙ
ЖАДНЫЙ
ОСТОРОЖНЫЙ
САМОУВЕРЕННЫЙ
ТРУСЛИВЫЙ
Слайд 16
РОЛЬ БАБЫ-ЯГИ В СКАЗКАХ
ВОИТЕЛЬНИЦА – СРАЖАЕТСЯ С
ГЕРОЯМИ.
ОБРАЗ БАБЫ-ЯГИ ПРОТИВОРЕЧИВ. ОНА МОЖЕТ ОЛИЦЕТВОРЯТЬ
И ДОБРО И
ЗЛО.
ПОХИТИТЕЛЬНИЦА – УНОСИТ ДЕТЕЙ.
ДАРИТЕЛЬНИЦА – ДАРИТ ВОЛШЕБНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ.
СОВЕТЧИЦА – УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ,
ДАЕТ СОВЕТЫ.
ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА – ПОВЕЛЕВАЕТ
СИЛАМИ ПРИРОДЫ И ЖИВОТНОГО МИРА.
ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА – ТЕТКА, МАТЬ, БАБКА.
Слайд 17
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Лес, поляна, болото, домик зверей.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Деревня, дом старика и старухи,
солдатская казарма.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Царство,
королевство,
место, наделенное чудесами
(сказочный лес, дно колодца, дупло дуба).