Слайд 2
На эту беду есть много причин, но не
последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.
Сегодня “матом”
разговаривают дедушки и бабушки, мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки. Сквернословие негативно влияет на только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства
Слайд 3
По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около
70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей
речи. 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против, а 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо. Так ли безобидна эта вредная привычка? Почему люди сквернословят?
Слайд 4
В связи с изменением ценностей, идеалов и
установок общества молодежная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть чувство взрослости
Слайд 5
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными
словами, бранью. У этого явления много определений : «нецензурная
брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слава «скверна». В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано : Скверна – мерзость, гадость, все гнусное , противно, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно : грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное».
Что такое сквернословие?
Слайд 6
В русском языке бранные слова называют матерными. Корень
этого слова – мать. Произносить такие слова – значит
посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – его мать. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова написано : Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные слова.
В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем : Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.
Слайд 7
В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против
нечистой силы. Наши предки произносили их, призывая себе на
помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих заговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей такими словами нельзя: они будут мучимы бесами. Сквернословить в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться матом в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим «матом» о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
Откуда к нам пришли «бранные слова»?
Слайд 8
Заблуждением является общепринятое мнение, что сквернословить – это
славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX
века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Времена царя Алексея объясняются не только скромность и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.
Слайд 9
При Петре I была выпущена книга “Юности Честное
Зерцало”, где писалось, что приличное поведение людей может быть
признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Слайд 10
Самым важным и научно подтвержденным является то, что
матерные слова опасны для здоровья, они не только способствуют
снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и , впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.
Слайд 11
Человек, как часть Космоса живет такой же жизнью,
как и космос. Например, он является источником энергии. И
слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Слайд 12
Группа ученых под руководством кандидата биологических наук П.П.Гаряева
пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных образов
человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. И это сказано в свете нынешней демографической ситуации в России.
Слайд 13
Ученые изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в
электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК
(наследственности). Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
Ругается человек матом, и его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передается программа самоликвидации.
Слайд 14
Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект,
подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи
рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсиса, почти все они погибли. Те, что выжили, стали генетическими уродами.
Слайд 15
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук
И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что
заядлые сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно виляет не только на здоровье тех, кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Слайд 16
Интересные эксперименты были проведены ученым Геннадием Чеуриным. Он
потратил 20 лет на изучение влияния бранных слов на
человека. Ученый утверждает, что эти слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое, все ,что растет или тянется вверх.
Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов ученым удалось доказать. Когда ученые «матерной» водой полили зерна пшеницы, результат потряс научный мир: зерна, политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49%. А потом ученые попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитвы. Оно проросло на 96%.
Слайд 17
Известный русский исследователь В.И.Вернадский писал, например, о воде,
которая способна накапливать, сохранять и передавать информацию. Проводились опыты:
над пробирками с водой произносились разные слова. Над одними – добрые, над другими – бранные. Аппаратура показал, что в первых частицы воды выстроились в красивые структуры, похожие на объемные снежинки, в других образовались спутанные, рваные клочки. Подобные эксперимент повторили над ростками растений. Те, над которыми произносили грубые слова, стали вянуть. Над теми же растениями стали произносить молитву. Учение назвали это чудом: структуры ДНК начали восстанавливаться. Вот какая мощная энергия заключена в обыкновенных словах, которые мы произносим так бездумно. В такой же степени разрушительно или созидательно действуют наши слова на окружающих. Легко предположить, какому риску подвергается человек, употребляющий такие слова или слышащий их.
Слайд 18
В ХХ веке японский ученый Масару Эмото научно
доказал,, что вода не только воспринимает информацию, но может
меняться под воздействием слова и даже мысли.
С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной форму и четкости – с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба ил требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Очень любопытные исследования, если взять во внимание тот факт, что человеческий организм на 70 процентов состоит из воды, а мозг – на 90%.
Слайд 19
“Добрая лексика”, которую стали применять красноярские
медики на
своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она
еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью “словотерапии” стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниям выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства.
Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова,
как “любовь”, “надежда”, “вера”, “доброта”.
Слайд 20
Человека, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от
своей вредной привычки. Часто брань применяют, что называется, для
связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без не обойтись. Даже от слов – паразитов («так сказать, «короче», «ну», «как бы») очень трудно бывает избавиться, тем более – от сквернословия. Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на которым разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит только речь, состоящую из двух-трех десятков слов и выражений (в основном неприличных) то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребенка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных усилий. Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми. Очень часто именно родители становятся «образцом» грязной речи.
Слайд 21
Если убрать из языка иного сквернослова весь мат,
мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться
до такого человек, как показать ему красоту и выразительность русского языка? Причем матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Речь человека, зараженного недугом сквернословии, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения.
Слайд 22
В книге С.С. Обрелиани “Мудрость вымысла” в одной
притче говорится, что охотник пригласил друга-медведя. Хозяйке не понравился
дух медведя, и он об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мое сердце”.
Слайд 23
Важнейшей способностью человека, делающей человека личностью, возвышающей его
над животным миром, является способность обладать словом В Православном
христианском богословии представители животного мира по сравнению с человеком называются тварям бессловесными. Язык у животных – это орган вкуса. Язык в человеческом обществе – основа как проявления отдельной человеческой личности, так и всей общественной жизни. Чем совершеннее язык, тем выше уровень богатых и выразительных языков. И весьма печально, что обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния» , и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.
Слайд 24
С точки зрения христианской сквернословие – смертных грех.
Само название порока показывает, что он оскверняет то, что
входит в сущность человеческой души – слово.
Ученые “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген.
Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.
Слайд 25
А знаете ли вы, отчего человек сквернословит? От
некультурности или необразованности, а может быть от легкомыслия? Нет,
причина глубже. Ведь то, о чем говорят уста, зависит от состояния сердца. «Исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека». Значит, сквернословие – это только признак избытка скверны в сердце. Если не очищенно у человека сердце, а переполнено грехом, то льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такое человек является виновником не только своей гибели, но и своих ближних. Ведь скверна входит в уши и сердца окружающих людей, в том числе невинных детей. Сквернословы являются виновниками разврата людей, учителями безнравственности, вольными или невольными губителями душ человеческих, соблазнителями невинных, то есть слугами дьявола. Сквернословие незаметно разрушает целомудрие и благопристойность, разжигает плотскую похоть, порождая половую распущенность. Ведь не случайно подбор слов у сквернословов сосредоточен вокруг совершенно определенной темы.
Слайд 26
Мы мало задумываемся о вреде сквернословия и порой
не считаем его большим злом. Мат служит многим как
бы для приправы, для связки слов; но ведь рядом с хулой словесной всегда приходит хула действием, то есть хулиганство. Сквернословие – это первый шаг к растлению, а отсюда открыт шаг и к более тяжким преступлениям. И не нужно искать виновников разрушения духовной нашей нации где-то на стороне. Ведь это мы сами заражаем все вокруг себя вирусом это болезни, это мы каждодневно вливаем яд сквернословия в сердца своих ближних, сеем зло в сердца подростков. Семена эти заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
Так можем ли мы, простые русские люди, быть равнодушными свидетелями нравственного разложения нашего Отечества? Должны ли мы молчать, когда загнивает душа русского народа?
Слайд 27
Св. праведный Иоанн Кронштадский говорит об этом грехе
с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как
слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? – О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и душ других… дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове… Помни, что слово – начало жизни».
Слайд 28
Апостол Павел призывал христиан: «Никакое гнилое слово да
не сходит из уст ваших, а только доброе для
назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».
Слайд 29
Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании
приравнивается к смертному греху. От него стонет мать-земля Русская,
им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя.
Срамословие – болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои догадки историки культуры, этнографы, антропологи, филологи.
Слайд 30
Так, Климент Александрийский еще в концу II век
по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской
школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи».
Слайд 31
Иоанна Златоуст говорил: “Хочешь ли знать, сколь великое
зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют
от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презренние человека, бесстыдно срамословящего? Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловонное всякого трупа, убиваешь самую душу…”
Слайд 32
Подлинно, много зла причиняет болтливость языка, и ,
на-против, воздержание его-много добра. Как нет никакой пользы от
дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять: так не будет пользы от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью и знать, что нужно произносить и что держать внутри. Ибо не столь многие, говорит Премудрый, пали от меча, сколько от языка. Потому что иногда молчание полезнее слов, а иногда слова лучше молчания. Поэтому Премудрый говорит: время молчати и время глаголати.
Итак, умерим язык, обуздаем и изгоним из уст ругательств и брани, и сквернословие, и злоречие.
Лучше упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. Язык – причина всех зол, или, лучше, не язык, а те, которые худо им пользуются.
Слайд 33
Грех этот настолько немаловажен и требует столь большого
внимания для своего искоренения, как со стороны повинного в
нем, так и со стороны пастырей, что Церковь даже выносила данный вопрос на обсуждение своих соборов, считая необходимым обращаться у содействию и государственной власти.
Слайд 34
Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев
среди пороков и грехов, которые привели к едва не
погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза…, но “зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов”. Конечно, было бы упрощением, говоря о сквернословии, все сводить к социальным или к идеологическим причинам.
Слайд 35
Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление
бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но
не напрямую: крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время привычно матерящиеся студенты, инженеры и врачи.
Слайд 36
Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная
причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие
так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители “ласкают”друг друга забористым словом, почти наверное вырастет “матерноговорящим” и передаст эту привычку своим детям.
Наиболее оскорбительное выражение, бытующее у чукчей и эскимосов, можно перевести примерно так: “Ты – неумеха”.
Слайд 37
В результате предпринимаются попытки вытеснить нецензурные слова, заменить
их другими. Именно в этом причина распространения слова “блин”
в своеобразной междометной функции: “Вот, блин, опять не получается” И, хотя, здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на “первоисточник”, это все же не грязное ругательство.
Слайд 38
Ст.20, ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает
следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф
в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
15 апреля 2013. Проект приказа Минобрнауки России “Об утверждении порядка привлечения учащихся дисциплинарной ответственности”. Опубликован: 25.12.2012г. Срок направления предложений : 25.02.2013г.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий использование нецензурной брани на телевидении, в кинематографии, периодических печатных изданиях, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Как борется с матом закон
Слайд 39
К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены
следующие дисциплинарные взыскания:
-замечание;(за негрубое)
-выговор;
-отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность.(
расходится с Законом об образовании)
Слайд 40
Грубым дисциплинарным проступком считается:
-неоднократные дисциплинарные проступки;
-появление на территории
образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического
опьянения;
-совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;
-аморальный проступок, совершенный учащимся, по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;
-оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;
-неосвоенное в установленные сроки образовательной программы, не выполнение учебного плана;
-установление Комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия.