Слайд 2
Литература не только отражает действительность,
но литература
и прогнозирует события.
Поэт - пророк
Литература из глубины спокойного XIX
столетия
различила гул надвигающейся катастрофы
XX века
Недолгое прощание с XIX веком
Первая мировая война (1914год)
взорвала мир,
который до этого пытались реформировать мирно.
Слайд 3
Томас Стернз Элиот
Американский поэт, драматург и критик;
с
1927 британский подданный.
Признан одним из величайших поэтов 20
в.
1888 - 1965г.
Автор поэм
«Бесплодная земля», «Пепельная среда»,
«Четыре квартета», сборников стихов – «Любовная песня Альфреда Пруфрока»
Слайд 4
Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски.
Центральной
темой его творчества стал кризис духа.
Элиот был элитарным поэтом,
его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов.
Присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем,
которые он ставил и решал
В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии».
В 1948 году награждён британским Орденом заслуг.
В 1954 году — французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.
Слайд 5
Мы полые люди,
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе–
Труха
в голове,
Бормочем вместе
Тихо и сухо,
Без чувства и сути.
Как ветер
в сухой траве
Или крысы в груде
Стекла и жести.
Нечто без формы, тени без цвета,
Мышцы без силы, жест без движенья;
Прямо смотревшие души
За краем другого Царства смерти
Видят, что мы не заблудшие
Бурные души — но только
Полые люди,
Чучела, а не люди.
Полые люди
О смерти Вебстер размышлял,
И прозревал
костяк сквозь кожу;
Безгубая из-под земли
Его звала к себе на ложе.
Он замечал, что не зрачок,
А лютик смотрит из глазницы,
Что вожделеющая мысль
К телам безжизненным стремится.
Таким же был, наверно, Донн,
Добравшийся до откровенья,
Что нет замен вне бытия
Объятью и проникновенью,
Он знал, как стонет костный мозг,
Как кости бьются в лихорадке;
Лишенным плоти не дано
Соединенья и разрядки.
Слайд 7
«Лучше умереть, когда хочется жить,
чем дожить до того, что
захочется умереть.»
Один из наиболее известных и читаемых немецких
писателей XX века. Писатель редко высказывался о собственном творчестве и предпочитал, чтобы его книги говорили сами за себя[
Эрих Мария Ремарк
(1898—1970)
Слайд 8
Рема́рк Эрих Мария,
урожденный Эрих Пауль Ремарк
1898,
Германия — 1970, Швейцария— выдающийся немецкий писатель с которым
в литературу пришло понятие
«потерянное поколение».
Антифашизм и социальная критика
с гуманистических позиций, стремление «потерянного поколения» найти опору
в дружбе, фронтовом товариществе, любви
в романах
«На Западном фронте без перемен» (1929),
«Три товарища» (1938), «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954)
Слайд 9
«Счастье - это минута тишины перед тем,
что
тебя ждет.»
«Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать
глупцом. »
«Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит. »
«Стремление противоречить свидетельствует об ограниченности духа. »
Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.
Слайд 10
Все вы — потерянное поколение.
Гертруда Стайн.
Литературное
течение, возникшее между Первой и Второй мировой войной. Потерянное
поколение - это те, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой. Тогда они по-ребячьи безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме, всему, что им твердили в родительском доме, с кафедр, со страниц газет
Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет. Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы.
Слайд 11
На западном фронте без перемен - это энциклопедия
смерти
Пронзительный роман Ремарка показывает жизнь потерянного поколения — юношей, которые
выжили на войне, но не могут найти свое место в жизни. Они были всего лишь школьниками, мечтали о любви, строили планы на будущее, но началась Первая Мировая война, и юноши были призваны на фронт. Под действием патриотической пропаганды, они смело шагнули в огонь войны, воспринимая ее скорее как игру и не зная, что впереди их ждут только лишения и смерть. Те, кому удалось выжить в огне сражений, спустя годы вернулись к мирной жизни. Но война не оставила их.
Слайд 12
время жить и время умирать (начало ром.)
Смерть пахла в России иначе, чем в Африке. В
Африке, под непрерывным огнем англичан, трупам тоже случалось подолгу лежать на «ничейной земле» непогребенными; но солнце работало быстро. Ночами ветер доносил приторный, удушливый и тяжелый запах, — мертвецов раздувало от газов; подобно призракам, поднимались они при свете чужих звезд, будто снова хотели идти в бой, молча, без надежды, каждый в одиночку; но уже наутро они съеживались, приникали к земле, бесконечно усталые, словно стараясь уползти в нее — и когда их потом находили, многие были уже совсем легкими и усохшими, а от иных через месяц-другой оставались почти одни скелеты, громыхавшие костями в своих непомерно просторных мундирах. Эта смерть была сухая, в песке, под солнцем и ветром. В России же смерть была липкая и зловонная.
Слайд 13
Дождь шел уже несколько дней.
Снег таял. А всего лишь месяц назад сугробы были
выше человеческого роста. Разрушенная деревня, казалось, состоявшая из одних обуглившихся крыш, с каждой ночью бесшумно вырастала по мере того, как оседал снег. Первыми выглянули наличники окон; несколько ночей спустя — дверные косяки; потом ступеньки крылечек, которые вели прямо в грязно-белое месиво. Снег таял и таял, и из-под него появлялись трупы.
То были давние мертвецы. Деревня много раз переходила из рук в руки — в ноябре, декабре, январе и теперь, в апреле. Ее занимали и оставляли, оставляли и опять занимали, а метель так заносила трупы, что иногда, спустя несколько часов, санитары многих уже не находили — и почти каждый день белая пелена заново покрывала разрушения, как медицинская сестра покрывает простыней окровавленную постель.
Слайд 14
Первыми показались январские мертвецы, они лежали наверху и
выступили наружу в начале апреля, вскоре после того, как
снег стал оседать. Тела закаменели от мороза, лица казались вылепленными из серого воска.
Их бросали в могилу точно бревна. На холме за деревней, где снегу было меньше, его расчистили и раздолбили промерзшую землю. Это была тяжелая работа.
У декабрьских мертвецов оказывалось оружие, принадлежавшее январским — винтовки и ручные гранаты уходили в снег глубже, чем тела; иногда вытаскивали и стальные каски. У этих трупов было легче срезать опознавательные жетоны, надетые под мундирами; от талой воды одежда успела размокнуть. Вода стояла и в открытых ртах, будто это были утопленники. Некоторые трупы частично уже оттаяли. Когда такого мертвеца уносили, тело его еще не гнулось, но рука уже свисала и болталась, будто посылая привет, с ужасающим, почти циничным равнодушием. У всех, кто лежал на солнце день-другой, первыми оттаивали глаза. Роговица была уже студенистой, а не остекленевшей, а лед таял и медленно вытекал из глаз. Казалось, они плачут.
Слайд 15
Франц Ка́фка
Выдающийся немецкий писатель XX века, бо́льшая часть работ которого была
опубликована посмертно.
Его произведения, пронизанные
абсурдом и страхом
перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателях тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.
1883 - 1924г.
Глядя на происходящий сегодня
абсурд и кошмар,
кажется, будто ожили герои Кафки.
Слайд 16
Кафка до сих пор «обжигающе актуален»! Одни называют
Кафку «любителем ужаса», другие – «великим художником сомнений».
Раньше многих
других на основе личного опыта Кафка сумел понять, что в человеке есть не только склонность к добру, красоте и гармонии, но есть в нём склонность к злу и насилию.
Гениальные писатели обладают даром предвидения.
В своих произведениях Кафка предвидел наступление тоталитарного общества. То, что он описал в рассказе
«В исправительной колонии» и в романе «Процесс» через несколько лет стало реальностью в фашистской Германии. Там была создана машина для массового истребления людей.
Впервые произведения Франца Кафки напечатали в 1965 году Достать книгу было невозможно. Долго Кафку не печатали.