Слайд 2
Девяностые годы ХХ века вошли в историю русской
литературы как особый период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм,
как глубоко перепаханное пространство всей культуры
Раскрыв сокровенные писательские архивы, отечественная литература ощутила себя предельно обогащенной за счет запрещенной, «потаенной» и иной отринутой литературы, например, роман-антиутопия Е.Замятина «Мы», повесть, М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. Пастернака «Доктор Живаго», «Реквием» и «Поэма без героя» А.Ахматовой
Сложив с себя полномочия чиновничьей и обретя желанную свободу, литература 1990-х жадно и нетерпеливо взялась за реализацию своих обретенных прав
Слайд 3
РЕАЛИЗМ
Так называемая неоклассическая, или же реалистическая
литература в современной прозе обращается к социальным, этическим проблемам
жизни, исходя из реалистической традиции русской литературы.
Открыто публицистический характер, тяготение к философской и психологической прозе.
Евгений Гришковец
Дмитрий Быков
Александр Снегирёв
Слайд 4
. Евгений Гришковец
Евгений Валерьевич Гришковец родился
17 февраля
1967 года в городе Кемерово.
С 1988 по 1990
год занимался в студии
и играл в университетском театре пантомимы.
В 1990 году организовал независимый театр «Ложа»,
в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей.
В 1998-м переехал в Калининград.
Тогда он же представил
свой первый моноспектакль «Как я съел собаку».
Живя в Калининграде, Гришковец часто бывает
на гастролях со своими театральными работами
не только в городах России, но и Европы,
принимая участие во многих престижных фестивалях.
Кроме пьес, Гришковец пишет книги и записывает музыкальные альбомы.
Слайд 5
Идеи Гришковца – это естественность и простота, лёгкость,
жизнь по воле сердца. Умеющий видеть незначительные на первый
взгляд мелочи и раскрывать их так, как не смог бы никто другой – Гришковец по-настоящему цепляет своих читателей. Он говорит о том, что творится внутри, и что мы не всегда показываем остальным. Он говорит о мире, который видит он сам. И мир этот такой, какой есть, без прикрас – именно это и заставляет читателей влюбляться в произведения Гришковца.
Слайд 6
Что у меня есть? Нет у меня ничего.
И только кажется, что тёплый пепел высыпается между пальцев
и летит, превращаясь в невесомую белую пыль... посмотришь, а в руках ничего и не было.(«Реки»)
Много, много самолетов, десятки тысяч людей летят в небе. Они летят и не чувствуют того, что летят.(«Одновременно»)
Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу. («Рубашка»)
Как тяжело, оказывается, идти по жизни с высоко поднятой головой! («Рубашка»)
Ему было хорошо там, где он есть. Потому что ему было хорошо с собой. Я завидовал его независимости от…всего. («Следы на мне»)
Слайд 7
Дмитрий Быков
Дмитрий Львович Быков
родился 20 декабря 1967
года
в Москве. Окончил факультет
журналистики МГУ.
Преподавал в
школе,
был обозревателем ряда газет и
журналов, в том числе и «Огонька»,
в котором неоднократно печатался.
Заведовал отделом публицистики журнала «Собеседник».
Слайд 8
По оценке М. Трофименкова, в том, что пишет
Дмитрий Быков, «обычно присутствует элемент художественной провокации, иногда граничащей
с литературным хулиганством. Впрочем, именно поэтому не кажется архаичным и старомодным искренний гуманистический пафос его статей. Всегда готов плыть против течения – из бескорыстной любви к этому редкому нынче виду спорта.»
Слайд 9
И если пафос всех революций — «Мы достойны
лучшего», то пафос всех эпох распада и попустительства —
«Так нам и надо».
Вся человеческая мораль укладывается в возможность перекинуться последним словом перед казнью, подмигнуть перед боем, пошутить на смертном одре – то есть как-нибудь доказать свою не совсем звериную, а там, как знать, почему бы и не
бессмертную природу. («ЖД»)
Неважно — здрав иль болен, стар иль молод... Всех выцепим за шкирку, как котят.
Слайд 10
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать
разочарования в
идеалах и ценностях Возрождения и
Просвещения с их верой
в прогресс. Он пытается
существовать в условиях «конца литературы», когда уже
ничего нового написать нельзя, когда сюжет, слово, образ, обречены на повторение.
Поэтому характерной
особенностью постмодернизма является
интертекстуальность.
Виктор Пелевин
Татьяна Толстая
Владимир Сорокин,
Валерия Нарбикова
Слайд 11
Постмодернизм как явление мировой литературы и культуры последней
трети XX века возник в результате неудовлетворённости возможностями традиционного
реалистического искусства, его чрезмерной ориентированностью на социальную действительность
«Реалисту интересна реальность и человек в ней… постмодернисту интересна не реальность,
а её отражение в сознании»
Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон.
Важнейший знак – интертекстуальность, то есть цитатность. Мир воспринимается как текст.
Слайд 12
Татьяна Никитична Толстая
– прозаик, эссеист, критик,
во многом
определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно признана одним из
самых ярких авторов нового поколения. Внучка Алексея Толстого.
«На златом крыльце сидели(1987г.), «Любишь – не любишь»(1997г.), «Сёстры»(1998г),
«Река Оккервиль»(1999г.).
За роман «Кысь» в 2001 г. писательница получила премию «Триумф»
Татьяна Толстая
Слайд 13
Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года
в Ленинграде.
Окончила филологический факультет ЛГУ.
В 1983 году в журнале
«Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели» (дебют Толстой-прозаика).
В 1991 году Т. Н. Толстая вела рубрику «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости».
С 1990 по 2000 год Т. Н. Толстая жила в США, преподавала в колледжах и университетах русскую литературу.
В 2001 году – триумфальное возвращение на Родину, издание романа «Кысь».
Слайд 14
ХХ1 век начался со споров о романе Т.Толстой
“Кысь”, названном одним из самых ярких литературных событий последних
лет.
Т.Толстая работала над романом с 1986 года, замысел родился, по словам автора, под впечатлением от чернобыльской катастрофы.
Действие романа происходит после некоего Взрыва в городке Фёдор-Кузьмичск, который раньше назывался Москвой. Этот городок, окружённый лесами и топями , населяют уцелевшие от Взрыва люди.
Национальной валютой и главным продуктом питания становится мышь, а предметом запугивания и устрашения некая Кысь, которая охотится на человека в лесу.
Слайд 15
С одной стороны, предстаёт модель мира, ассоциирующегося в
сознании читателя с тоталитарным государством, а с другой стороны,
эта антиутопия рисует картину мира, “мутировавшего” нравственно, духовно, и тогда Взрыв понимается как катастрофа, произошедшая в сознании людей, в их душах
В центре внимания автора находится процесс пробуждения и становления личности главного героя Бенедикта.
Сюжет строится на том, что Бенедикт проникается патологической жаждой чтения. Духовная жажда требует непрерывного притока книжного топлива. Чтение превращается в процесс. Книга перестаёт быть источником знаний, средством для духовного совершенствования человека.
Слайд 16
Я не говорю глупостей, которые недоступны моему пониманию
Вот
она, Кысь-то, что делает! («Кысь»)
Господи, как страшен и враждебен
мир, как сжалась посреди площади на ночном ветру бесприютная, неумелая душа! кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалость и стыд... а слов не дал! украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи... («Любишь-не любишь»)
Как глупо ты шутишь, жизнь! Пыль, прах, тлен. Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых, сияющих глубин, на холодном ветру разожмем озябший кулак - что, кроме горсти сырого песка унесли мы с собой?
Слайд 17
Виктор Пелевин
Виктор Олегович Пелевин родился
в Москве в
1962
году.
Окончил Московский энергетический
институт, позже стал учиться в
Литературном
институте им. Горького. Работал инженером и
журналистом. Прозу стал писать с 1987 года.
Произведения активно переводятся на разные
языки мира. В 1993 году получил малую
Букеровскую премию за сборник «Синий фонарь».
1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire "V"
Слайд 18
Основная тема произведений Пелевина –
иллюзорный характер реальности,
другие миры и
альтернативные версии российской истории. Грань
между
жизнью и смертью размыта. Но Пелевин
даёт понять, что в наших силах отойти от
иллюзорного мира и прийти к реальности, как
делают герои его рассказов – цыплята Затворник и
Шестипалый, мотылёк Митя и другие.
Слайд 19
И я, и весь этот мир — всего
лишь чья-то мысль
- А разве Боги умирают?
- Ещё бы.
Это их основное занятие. («Затворник и Шестипалый»)
вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией («Чапаев и пустота»)
...Телевизор - это, просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.
Мы живём до тех пор, пока у нас есть надежда. («Затворник и Шестипалый» )
Слайд 20
ЖЕНСКАЯ ПРОЗА
Виктория Токарева
Марина Палей
Нина Садур
Людмила Улицкая
В предшествующей литературе
женских имён не
было слышно, и лишь с полноценным
становлением современной литературы они
ворвались в писательский мир, получив признание
читателей.
Женская проза своеобразна и в корне
отличается от мужской. Женщины пишут, как
правило, с акцентом на чувства и эмоции, зачастую
в творчестве присутствует мотив любви.
Слайд 21
Виктория Токарева
Виктория Самойловна Токарева
родилась в 1937 году
в Ленинграде.
В 1969 окончила ВГИК, по её сценариям
были сняты известные фильмы
«Джентельмены удачи», «Мимино» и др.
В 90-е годы достигла пика своей
популярности. Живёт в Москве.
Слайд 22
Её творчество отличают отточенность
стиля, внимание к человеческим
характерам, психологическим нюансам,
ироническая интонация повествования. Проза
Токаревой словно
заряжена энергией любви.
«Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым
он только притворяется» – такова философия ее
творчества.
Слайд 23
Никогда не страдай при женщине. Вот придешь домой
и страдай сколько хочешь («Пираты в далёких морях»)
Судьба
– это характер («Пираты в далёких морях»)
Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое. Молодость – полутрагическое состояния, когда понимаешь, что зачем-то явился на белый свет. А вот зачем? В молодости не ценишь то, что у тебя есть, и все время хочется чего-то другого. А где это другое? Какое у него лицо? («Неромантичный человек»)
Видимо, один и тот же кусок жизни имеет два измерения: в реальности и в воспоминаниях.
Слайд 24
Людмила Улицкая
Прозаик, сценарист кино и телевидения,
родилась в
1943 году.
По образованию биолог-генетик.
Три года работала завлитом
в Еврейском театре.
На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям – «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех».
Широкую известность писательница приобрела в 1992 году после появления повести «Сонечка».В 1996 году был опубликован роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года.
Слайд 25
Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым
мироощущением,
которое, тем не менее, оказывается близким
очень многим».
Сама же
Улицкая так характеризует свое
творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным
образом отталкиваются от жизни.
Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни».
При этом– человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».