Слайд 2
Тезис [ тэ ] – положение, кратко излагающее
одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Тезисы доклада.
Конспект
– краткое изложение, краткая запись содержания чего-либо. Конспект лекции.
Компрессия – сжатие, свертывание. Компрессия текста.
Нижний Новгород, Хохлома (г. Семёнов), озеро
Слайд 4
Хохлома – старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его
историей уходит в далекое прошлое зарожденное там искусство хохломской росписи, известное на весь мир.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах ХVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о земельном участке под названием «Хохломская Ухожея».
Слайд 5
В ХVII веке ряд селений вместе
с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко
от Москвы (ныне город Загорск).
Слайд 6
Возможно, уже в это время
зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как
в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще Х – ХIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Слайд 11
Но пользоваться неокрашенной деревянной
посудой
неудобно: древесина впитывает в себя
жидкость, быстро загрязняется. Заметили,
что
промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать изделия олифой – вареным льняным маслом.
Олифа покрывала поверхность непроницаемой пленкой.
Слайд 12
Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения
живописи от влаги, был известен русскими мастерами с давних
пор.
Слайд 13
В целях экономии дорогостоящего
золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем,
после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи.
Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Слайд 14
Росписью посуды занимались крестьяне,
жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи,
Кулигино.
Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета.
Среди них были и художники-иконописцы, мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.
Слайд 15
Особенно широкий размах изготовление
такой посуды получило в ХIХ веке: хохломские изделия через
Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Западной Европы и Азии.
Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничной расцветкой, красотой орнамента.
Слайд 16
Еще совсем недавно
в селах Горьковской области можно было услышать легенду о
том, как пришла на волжскую землю «хохлома и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как не искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Слайд 17
Исчез мастер, но
не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким
пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Горьковской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».
В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?
В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные плотники и красильщики.