Слайд 2
Методологической основой разработки и реализации ФГОС (от 17
декабря 2010 года, № 1897) является концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.
Одна из задач нового стандарта — воспитание творческой личности, развитие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Слайд 3
Главная задача школы заключается в создании условий для
достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу. Задача
школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально реализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Слайд 4
Цель: создание условий активизации творческих способностей учащихся на
уроках русского языка и литературы посредством технологии критического мышления.
Задачи:
ознакомиться с технологией развития критического мышления, спланировать использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, организовать урочную деятельность по формированию творческих способностей учащихся через применение технологии критического мышления; подобрать инструментарий для диагностики результатов использования данной технологии.
Слайд 5
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности
человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода
к окружающему его информационному полю.
С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).
Слайд 6
* Д. Клустер – один из авторов ТРКМ,
статья «Что такое критическое мышление?», международный журнал о развитии
мышления через чтение и
письмо «Перемена», 2001, № 4.
Теория разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997 г. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной.
Полное название технологии – ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо).
Слайд 7
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся
путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из
этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
Слайд 8
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для
продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений
(важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Слайд 9
В программе развития критического мышления определение критического мышления
состоит из 6 компонентов
Критический мыслитель (ученик):
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный
выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументированно спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 10
Цель технологии:
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения
учащихся в образовательный процесс ( развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. ):
Слайд 11
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный
выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);
Слайд 12
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться
в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать
прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 13
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТРКМ
«Педагог … спрашивает учеников о
том,
что он знает, а обычно человек
спрашивает о том, чего
он не знает».
С.Т.Шацкий
Слайд 14
Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):
направляет усилия
учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия,
побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 15
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В ТРКМ
Полное название технологии
– ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и
письмо). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
Слайд 16
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют,
трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Понятие
«текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и электронные материалы, и видеоматериалы.
Слайд 17
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на
«двух китах»):
структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление
и рефлексию
содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Слайд 19
Технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приёмов и методов
для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает
в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой
Слайд 21
“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его
использовать”
Рене Декарт
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”
Эдисон
Слайд 22
Принципы технологии развития критического мышления
- активность учащихся в
образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков
общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами;
- использование графических приёмов организации материала
Слайд 23
Приёмы. «Кластер».
Понятие «кластер» переводится
как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в
графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Слайд 24
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи
или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой
урока).
Как применяется на уроке:
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Имеет разные формы.
Слайд 30
ШВАБРИН
Обманщик
Бесчестный
Бессовестный
Беспорядочный
Подлый
Влюбленный
Слайд 36
Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На
стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах
предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.
Слайд 37
Продолжается работа с данным приемом и на стадии
"Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения
в кластер.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Слайд 38
Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача
этой формы не только систематизация материала, но и установление
причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Слайд 39
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности.
Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными
жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
Слайд 40
Приём «Ассоциации».
Изобразительные (картины, рисунки).
Слуховые (музыкальные произведения).
Двигательные (движение человека,
поезда, облаков)
Словесные (записывается на доске слово).
Иуда
Иисус
Иуда
?Апостолы
Слайд 44
Приём «Синквейн».
Синквейн - самая легкая форма
стихотворений по алгоритму.
Мы
Одинаковы, уравновешенны
Существуют, строят, подчиняются
Вместе – сила,
поодиночке – никто
Толпа
Роман
Необычный, странный
Заставляет задуматься, остерегает, предупреждает
Все люди счастливы
Мы
Слайд 49
Приём «Диаманта».
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк,
первая и последняя из которых — понятия с противоположным
значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Слайд 50
Л.Н.Толстой. «Война и мир».
Кутузов.
Внимательный, добрый
Любящий(родину и солдат), уважающий
(солдат), переживающий (за судьбу России).
Честь, Родина, Москва, патриотизм.
Играющий (судьбами
людей), презирающий, наблюдающий.
Равнодушный, эгоистичный.
Наполеон.
Слайд 51
Онегин
равнодушный, надменный.
скучающий, иронизирующий, презирающий.
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий,
ревнующий.
томный, романтичный.
Ленский.
В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют
себя в ситуации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Слайд 52
Приём «Верные и неверные утверждения».
Прием «Верные и неверные
утверждения» используется на стадии вызова с целью мотивации предстоящей
деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. В начале урока учитель зачитывает утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Информация, полученная на первой стадии выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2–3 вопроса.
Слайд 53
Концептуальная таблица
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу,
составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если
необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Слайд 54
«Таблица – ЗХУ»
Если вы хотите на
уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания
по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала
Слайд 57
Таблица «Плюс – минус - интересно»
Данный приём формирует
навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу,
учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Слайд 58
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой
информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с
информацией, не искажая её смысла.
При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно"
Слайд 59
Чтение с остановками
Остановки
в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится
уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Слайд 60
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Толстые ?
В эту графу мы
записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный
ответ.
Например: «Kакова связь между временем года и поведением человека?».
Тонкие ?
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначый, «фактический», обстоятельный ответ.
Например: «Kоторый сейчас час?».
Слайд 62
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Приём осуществляется
как на стадии вызова, так и на стадии осмысления
и рефлексии; развивает мышление и внимание, заставляет вдуматься в текст, лучше понимать содержание помогает в поисках ответов, формирует умения вести диалог.
Слайд 63
Ромашка вопросов (ромашка Блума).
Таксономия (от др. греч. –
расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и
педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Слайд 66
Воспроизведение
Простые вопросы
Кто? Когда?
Где? Как?
Понимание
Уточняющие
вопросы
Правильно ли я понял..?
Слайд 67
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи
между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
«Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Применение
Как можно применить..?
Что можно сделать из..?
Слайд 68
Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?».
В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Анализ
Почему?
Слайд 69
Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы»,
а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии
прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Синтез
Что будет, если..?
Слайд 70
· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то
хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Оценка
Оценочные вопросы
Как вы относитесь ?
Слайд 71
Приём «Шесть шляп мышления».
Красная шляпа: Чувства, догадки и
интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без
обоснования причин сомнений.
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно,
Слайд 72
Приём «Шесть шляп мышления».
Белая шляпа: В данной ситуации
принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты.
Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Слайд 74
Стратегия «Вопросительные слова». Слова. Темы.
Kак?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Kакой?
Зачем?
Kаким образом?
Kакая взаимосвязь?
Из
чего состоит?
Kаково назначение?
Слайд 75
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют
некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько
базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.
Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы.
Слайд 76
Затем – мы просим учащихся обсудить свои списки
и выбрать два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных
и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор. Не все сразу смогут дать аргументированные ответы
Слайд 77
Приём «Даймонд».
Стихотворение из семи строк.
Первая и седьмая - антонимы.
Вторая - два: прилагательное и
причастие, относящиеся к существительному.
Третья - три глагола, относящихся к первому существительному.
Четвёртая - два противоположных по смыслу нераспространённых предложения, в качестве подлежащего выступают существительные первой и последней строчки.
Пятая и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью, только относятся к последнему существительному.
Встреча.
Наступившая, желанная.
Тревожит, радует, происходит.
Встреча состоялась, разлука впереди.
Горькая, долгая.
Бередит, томит, печалит.
Разлука.
Слайд 78
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».
Данная графическая техника помогает
структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно
название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Слайд 80
Голова – вопрос темы,
верхние косточки – основные
понятия темы,
нижние косточки – суть понятий,
хвост –
ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайд 83
Приём «Хайку».
Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр
поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу
и человека в их нерасторжимом единстве.
Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. Переводы и хайку, сочиненные на других языках, принято записывать в три строки.
Маленький краб
Побежал по ноге.
Чистая вода.
Мацуо Басё
Слайд 84
Располагаются в каждой строчке не более
10 слогов, одна из строчек чуть длиннее остальных двух.
Ты улыбнулась.
С медленной льдины вдали
Птица взлетает.
Андрей Шляхов
Слайд 85
Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность
и послечувствование.
ночь напролёт
не шелохнувшись
падает снег
Алексей
Грохотов
Слайд 89
Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение
проводить на основе принципов
сотрудничества,
совместного планирования и
осмысленности.