Слайд 2
После этого надо сказать, что же хочет донести
до нас автор. Какова его позиция? Тут можно процитировать
предложение, в котором сконцентрирована суть текста. Далее соглашаемся с автором (ученики с хорошим литературным багажом могут и не согласиться). Если текст художественный и позиция автора не очень ясна, не стесняемся сказать, что поскольку текст художественный, то автор явно не высказывает свою точку зрения, а приглашает читателя к размышлению. Формулируем свою точку зрения. И переходим ко второй части – аргументации.
Слайд 3
Совесть… Это маяк, который освещает наш жизненный путь,
помогает принять правильное решение, обойти коварные рифы предательства и
обмана, не потерять человеческое достоинство в непростом мире. Как же услышать голос совести? Где найти силы и мужество, чтобы следовать этому голосу в экстремальных ситуациях выбора между жизнью и смертью? Можно ли идти на сделку с совестью? Есть ли оправдание бессовестным поступкам? Эти вопросы всегда волновали человечество. Остаются актуальны они для нас и сейчас, в наше непростое время, когда приходится постоянно совершать сложный нравственный выбор. (Далее – формулируем тезисы или углубляемся в авторский текст)
Слайд 4
Цель и средства
Цель в жизни… Что может
быть важнее и прекраснее! Как счастливы те, у кого
в жизни есть цель, смысл, ради которых стоит жить и бороться. И как несчастны те, кто живет, не понимая, зачем и для чего, влачит свое существование бессмысленно и бесцельно. Так зачем же нужна цель в жизни? Может быть, можно обойтись без нее? И любая ли цель делает человека счастливым? Ведь бывает и так, что человек всю жизнь к чему-то стремился, а увидев результат, испытал горькое разочарование. Эти сложные вопросы волновали человечество во все времена. Остаются актуальными они и сейчас.
Слайд 5
Цель в жизни… Это путеводная звезда, которая освещает
жизненный путь, указывает направление, в котором человек двигается, не
дает сбиться с верного пути. Глядя на эту звезду, можно не замечать ни колючие ветки, ни камни, которые встречаются под ногами. Жизнь, озаренная целью, становится осмысленной и счастливой….
Слайд 6
Цель оправдывает средства». Эта фраза стала диагнозом безнравственности
и беспринципности, когда мы говорим о людях, которые готовы
на все ради своей цели, на любые преступления, сделки с совестью, лишь бы достичь запланированного результата. Да, если в жизни человека есть великая цель, нужно мужество и решимость, чтобы к ней стремиться. Цель придает человеческой жизни смысл, наполняет ее содержанием и, в конечном итоге, делает человека счастливым. Но любые ли средства допустимы при достижении этой цели? Можно ли идти против совести, закона, попирать нравственные принципы ради своей мечты? Есть ли оправдание безнравственным поступкам, совершенным во имя блага и добра? Это наиболее острые нравственные вопросы современности. Волновали они многих философов, писателей. Тургенев в одном из своих писем говорил: «Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм».
Слайд 12
В своей жизни человек часто переживает внутренний конфликт,
когда сердце говорит одно, а разум — совсем другое.
Чаще всего такие ситуации происходят тогда, когда человеку нужно сделать выбор, например спасти жизнь, свою или товарища, помочь людям. Иногда мы забываем о разуме и поддаёмся влиянию чувств, а потом жалеем об ошибках, которые совершили. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого. Так, например, в рассказе Александра Ивановича Куприна «Куст сирени», Верочка, жена офицера Алмазова, не жалея своих драгоценностей, немедленно пошла закладывать их в ломбард. Именно она придумала план, как помочь любимому человеку, и поддержала мужа в трудную минуту. В данной истории сильное чувство — искренняя любовь к своему супругу — помогло Верочке не сидеть сложа руки, а сделать всё для Николая Евграфовича и помочь ему любым способом.
Слайд 13
Другим примером преобладания чувств над разумом может послужить
сюжет повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, второй сын Тараса
Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что паночка находится в городе, где идёт война. Андрий не смог противостоять своим чувствам и перешёл на сторону врага. Сильная любовь заставила его отказаться от отца, брата, Родины – совершить большую ошибку, предать своё отечество. В этом случае чувство оказалось сильнее разума, что привело к трагическим последствиям
Итак, каждый из нас подвержен влиянию эмоций. Но главное — это понимать то, что какими бы сильными ни были чувства, нужно всё равно осознавать, какие последствия они несут и что из этого выйдет.»
Слайд 14
Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не
проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим
словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца. Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот. Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.
Больше века спустя слова классика всё ещё актуальны. Да, равнодушие — это, безусловно, паралич души. Человек, безучастный к другим, умер при жизни. Вспомним, к примеру, Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович — холодный и расчетливый человек, которому нет дела до страданий окружающих его людей. Его не интересует судьба несчастной Бэлы: как только Печорин добивается любви гордой черкешенки, герой теряет к ней интерес и девушка погибает. По ходу повествования мы узнаём о трагедиях, виной которых становится равнодушный эгоист Печорин: смерть Грушницкого, обман княжны Мэри, мучения любимой Веры… Но Григорий Александрович сам понимает, что он «нравственный калека», поэтому не дорожит своей жизнью. Можно сказать, что равнодушие лермонтовского героя — это действительно паралич души, который и привёл к преждевременной смерти, сначала метафорической, как друга и возлюбленного, а потом и к фактической, когда Печорин сознательно уезжает в Персию, где ему суждено погибнуть.