Слайд 2
Я стою один меж них
В ревущем пламени и
дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за
других.
М. Волошин
Слайд 3
Гражданская война – организованная вооруженная борьба внутри одного
государства больших, относящихся к различным социальным группам масс людей,
за государственную власть и собственность.
Слайд 5
В результате красного и белого террора, в боях,
от голода, болезней погибло более 8 миллионов человек
Все рядком
лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обогрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
Марина Цветаева
Слайд 6
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ:
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ
А.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ»
Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ»
А.СЕРАФИМОВИЧ
«ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»
Н.ОСТРОВСКИЙ
«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»
«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ»
М.БУЛГАКОВ:
«Бег»,
«Дни Турбиных», «Белая гвардия»
И.БАБЕЛЬ «КОНАРМИЯ»
И.БУНИН «ОКАЯННЫЕ ДНИ»
М.ГОРЬКИЙ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ»
Б. ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»
М. ШОЛОХОВ «Донские рассказы»
Слайд 7
«В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все
враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе
, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей»
А.А.Фадеев
Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21 гг.
А. Фадеев
Слайд 8
Алксандр Фадеев "Разгром"
Задание
Определить композицию и сюжет романа
Доказать,
что главный композиционный приём в романе – антитеза (образы
Морозки и Мечика).
Привести примеры, соответствующие следующим проблемам:
Человек на войне.
Взаимоотношения руководителя-большевика и народных масс.
Процесс переделки людей в революции.
Проблема гуманизма.
Судьба интеллигенции в революции.
Слайд 9
Чем отличался роман Фадеева «Разгром»
от других произведений на
тему гражданской войны?
Слайд 10
«Разгром»
Композиция и сюжет романа
1-10 главы – сюжетная завязка
романа. Боевые действия не изображаются. Пять недель отряд находится
на отдыхе. Левинсон, командир отряда, получает указание из города с целью «сохранить отряд как боевую единицу».
путь к разгрому отряда
проникновение во
внутренний мир героев
Трехчастная композиция романа
проверка характера в «деле»
Слайд 11
11-13 главы
Описание бесконечных переходов; батальных
сцен нет.
Даны ключевые сцены романа:
смерть Фролова,
случай
с глушением рыбы,
конфискация свиньи у корейца,
разговор Левинсона с Мечиком.
Слайд 12
14-17 главы
кульминация и развязка
Отряд показан
в сражениях. Изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты.
Главное
– показ того, на что способен каждый герой в решительную минуту.
Слайд 13
внешний
«красные» и «белые»
Антитеза
главный композиционный приём в
романе
Разных уровни
внутренний
добро – зло,
любовь – ненависть,
анархия – дисциплина
Слайд 14
Морозко
Рабочий
Стихийное начало
Осознанно пришел в революцию
Тянется к Левинсону, Бакланову
В
нем развито общественное начало - дает «шахтерское слово»
Мечик
Интеллигент
Романтическое начало
Неосознанно
пришел в революцию
Тянется к Пике, Чижу
Любит прежде всего себя
Вместе отправлены в дозор
Спас отряд ценой жизни
Струсил, сбежал
Нравственное самоубийство
Слайд 15
В отряд Мечика привели романтические представления
о революционной борьбе, о партизанах.
Эти иллюзии также отделяют
Мечика от остальных. Он разочаровывается, отчаяние его настигает, и при первой возможности дезертировать Мечик это и делает, хотя бегство кажется ему мучительным, так как «несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе», и не потому (это Фадеев подчеркивает), что погибли люди из отряда.
Мораль Мечика не совпадает с партизанской моралью, потому что Мечик проповедует христианские истины, такие, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего». Но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм.
Слайд 16
А.А.Фадеев: “Конечно, Мечик примкнул к революционному
движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись
с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа”.
Советские критики-литературоведы: “…
Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..”
Григорий Яковлев: “У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны”.
Мечик: себялюбивый индивидуалист или юный романтик, растерявший свои идеалы
Слайд 17
Мечик противится отравлению Фролова, убийству крестьянина
в «жилетке», воровству в отряде, всякой жестокости и грубости.
Мечик не чувствует классовой ненависти, он видит и жалеет страдающего человека.
Война — противоестественное состояние, и Мечик понимает это: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью».
Но в результате его трусости погибли люди.
Слайд 18
А.А.Фадеев: “По первоначальному моему замыслу Мечик
должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать
над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного “героизма” или “страдания”, на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны”.
Является ли последняя глава логическим завершением образа героя?
Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? (“Переделка людей”).
Слайд 19
Образ командира Левинсона
Левинсон полностью подчинил свою
жизнь служению народу. В его душе живет светлая мечта
о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен стать человек, рожденный революцией.
Левинсон — человек долга, холодный, непоколебимый, превыше всего ставящий дело, «человек особый, правильной породы». Левинсон знал, что вести людей можно, только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно сильным, мужественным человеком.
Слайд 20
Проблематика романа «Разгром»
1. Человек на войне.
2. Взаимоотношения
руководителя-большевика
и народных масс.
3. Процесс переделки людей в революции.
4. Проблема
гуманизма.
5. Судьба интеллигенции в революции.
Слайд 21
Исаак Бабель
В 1920 г. Бабель добровольно вступил в
ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь
на своих непосредственных впечатлениях, он написал цикл рассказов “Конармия”, работая в качестве корреспондента газеты под псевдонимом К. Лютов.
В Первая Конная, показанная писателем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденновцах официальная пропаганда.
Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности, которые Бабель поначалу видел в революции и в «очистительной» гражданской войне.
Началась травля писателя, у истоков которой стоял С.М.Буденный.
Слайд 22
Исаак Бабель "Конармия"
Рассказ «Письмо»
Составить схему-систему образов в
рассказе.
Определить проблемы, поднятые в рассказе.
Рассказ «Мой первый гусь»
Рассказ автобиографический.
Дайте характеристику главного героя.
Определить проблемы, поднятые в рассказе.
Объясните последнюю фразу произведения.
Слайд 23
Рассказ «Письмо»
Ребенок
Семья
Мать
Война
Война идей
Конфликт поколений
Убийства
Отец- убивает сына
Сын убивает отца
Цель
Благо
Родины
Результат
Уничтожение самого святого – семьи, семейных устоев
Моральный распад общества
Слайд 24
Рассказ «Мой первый гусь»
Главный герой
Кирилл Лютов, интеллигент
Первая
Конная армия С. Буденного
суровые нравы
«Товарищ, - сказала она, помолчав,
- я желаю повеситься…»
«Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло»
Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности
Слайд 25
Сопоставьте сцену «Убийство Фролова» с эпизодом из
рассказа И. Бабеля «Смерть Долгушова»:
Как ведут себя Левинсон
и Лютов?
Что каждый из писателей считает нравственным и гуманным?
Какая проблема обозначена авторами?
И. Бабель "Смерть Долгушова"
А. Фадеев "Разгром"
Слайд 26
И. Бабель "Смерть Долгушова"
А. Фадеев "Разгром"
Левинсон
Фадеева не может произнести слова «убить», но знает, что
это нужно сделать.
Фадеев допускает возможность при определённых жизненных обстоятельствах нарушить норму жизни. Цель у него оправдывает средства её достижения.
У Бабеля жизнью распоряжается сам Долгушов – он просит о смерти, а Фролов хочет жить, его жизнью распоряжаются другие.
Для Бабеля жизнь священна.
У Бабеля всё,
что служит человеку.
нравственно и гуманно
У Фадеева всё, что служит революции
Слайд 27
М. Шолохов "Донские рассказы"
Рассказ «Родинка»
Дайте характеристику главным
героям рассказа.
Как в рассказе соотносится вечное (непреходящие ценности) и
вещное (ценности данного времени).
К чему призывает автор произведения?
Рассказ «Продкомиссар»
Композиция рассказа отличается зеркальностью: было - теперь. Докажите это, проанализировав судьбу героев.
К чему призывает автор произведения?
Слайд 28
Рассказ «Родинка»
Рассказ «Родинка»
Слайд 29
Рассказ «Продкомиссар»
Композиция рассказа отличается зеркальностью
Рассказ «Продкомиссар»
Композиция рассказа отличается
зеркальностью