Слайд 2
Цели урока:
Познакомить с личностью А.П.Чехова, обзорно представить географические
места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная
жизнь» через анализ рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».
Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.
Методическая цель:
Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.
Слайд 3
Жизнь дается человеку один раз, и нужно
прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Слайд 4
«Заочная экскурсия». Таганрог
Дом
на Полицейской
улице,
где родился
А.П.Чехов
Слайд 5
Дом и бакалейная
лавка отца
А.П.Чехова
«Заочная экскурсия». Таганрог
Слайд 6
«Заочная экскурсия». Таганрог
Гимназия, в которой учился А.П.Чехов
Инспектор
Таганрогской гимназии Дьяконов был «худой, тонкий, он ходил всегда
в узких «коленкоровых брючках» и плоском картузе, похожем на сковородку, он напоминал Чехову «гадючку».
Слайд 7
«Заочная экскурсия». Москва
Дом – комод на Садово-Кудринской
улице
(ныне
дом-музей А.П.Чехова)
Слайд 8
«Заочная экскурсия». Москва
А.П.Чехов – студент медицинского факультета
университета (1879-1884)
Печатается в журналах
«Стрекоза»
«Осколки»
«Будильник»
«Зритель»
Псевдонимы:
Антоша Чехонте, Врач без пациентов,
Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский,
Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто,
Шиллер Шекспирович Гете.
Слайд 9
«Заочная экскурсия». Сахалин
Очерк «Остров Сахалин» (1891-1893)
А. П. Чехов по
собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина
Слайд 10
В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры.
Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики,
монастырь, организовывает медицинские пункты
«Заочная экскурсия». Мелихово
Слайд 11
В Мелихово было написано более 40 произведений
Слайд 12
Знаменитый флигель Мелихово
Здесь были написаны: «Маленькая
трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви»),
пьеса «Чайка»
Слайд 13
Анализ рассказа
А. П. Чехова «Человек в футляре»
(«Маленькая
трилогия»)
Слайд 14
Приём «Узел удивления»
«футлярная жизнь» -?
Слайд 15
Контроль домашнего чтения
Приём
«Узнай героя»
Слайд 16
2. Эх, господа, как вы можете тут жить!
Атмосфера у вас удушающая, поганая.
1.Михаил Саввич Коваленко
1.Кабы чего не
вышло!
3.Беликов
3. А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,… говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?
2.Иван Иванович Чимша-Гималайский
4. Ха-ха-ха!
5.Варенька
5. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало.
4.Буркин
Слайд 17
Особенности композиции
Мавра – внесюжетный персонаж
Вид композиции –
«рассказ в рассказе» (рамочная), кольцевая -?
Слайд 18
Образ Беликова
Способы создания образа:
Портрет
Интерьер
Характер
Речь
Отношение окружающих
Авторская позиция
!
Индивидуальные «маршруты»
Слайд 19
Смысл заглавия
ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож )
- прямое значение
ОБОЛОЧКА (воротник, очки) – ?
значение
МЫСЛЬ (несвобода мысли) - ? значение
Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.
футляр
Слайд 20
Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе
«Человек в футляре».
Детали и их значение
Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги.
Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.
Детали:
Слайд 21
Образ Беликова
Способы создания
образа:
Портрет (очки, зонт, поднятый воротник)
Интерьер (спальня
точно …
Речь ( ? )
Характер
Отношение окружающих
Слайд 22
Учебная дискуссия
Приём «Лицом к лицу»
Кто Беликов -
безвредный
жалкий герой
или
опасный человек?
Комичен или
страшен он?
Надо
ли опасаться таких
людей?
Слайд 24
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или,
быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и
женщинам прилично ездить на велосипеде?
Слайд 25
– Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за
воротник и пихнул,
и Беликов покатился вниз по лестнице,
гремя своими калошами.
Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно;
встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?
Здесь «спуск с лестницы»
символичен:
происходит низвержение
Беликова с его высоты,
Высоты его положения.
Слайд 26
Анализ эпизода
«Похороны Беликова»
Приём «Мыслительный лист»
Творческая работа
Слайд 27
Приём «Записки»
Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в
нашей жизни люди, подобные Беликову?
Слайд 28
В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине
писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре".
Двухметровая
скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова.
Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.
Слайд 29
Типизация
Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных,
центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не
случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины».
Тип «маленького человека»
Слайд 30
Авторская позиция
«- А разве то, что мы живём
в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в
винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?...Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»