Слайд 3
Этапы развития
Литература Древней Греции (мифы, Эзоп)
Древнего
Рима (ораторы, Гораций, Цезарь)
Литература Средних веков (Сервантес)
Литература Возрождения (Шекспир)
Литература
эпохи Просвещения
(17-18 вв, Гёте)
Литература 19 века
Литература 20 века
Слайд 4
Вильям Шекспир (1564 – 1616)
Великий драматург Англии родился
в семье богатого торговца, но продолжать дело отца не
захотел, а решил стать актёром.
Впоследствии стал писать пьесы, которые сделали его известным на весь мир:
«Ромео и Джульетта»,
«Гамлет, принц датский», «Двенадцатая ночь» и другие.
Слайд 5
«Ромео и Джульетта» – шедевр английской литературы
Сюжет -
в пьесе 5 актов о любви юноши и девушки
из двух враждующих старинных родов:
Монтекки и Капулетти
Слайд 6
В композиции трагедии – тайные встречи героев, заговоры
врагов.
Слайд 7
Тема трагедии – тема истинной любви и вражды.
Слайд 8
Ромео из рода Монтекки, не зная о том,
что любимая жива, убивает себя, выпив яд.
Джульетта из рода
Капулетти убивает себя кинжалом, увидев любимого мёртвым.
Слайд 9
«Гамлет» – трагедия о предательстве.
Пьеса состоит из 5
актов, это одна из известных трагедий мировой драматургии.
Главная тема
– тема мести сына за убийство отца.
Слайд 10
«Гамлет» – пьеса о лживом королевстве
Слайд 11
Мольер (Жан – Батист Поклен)
(1622 – 1673)
Французский комедиограф,
создатель классической комедии,
актёр и директор театра.
Родом Мольер из старинной
буржуазной семьи.
Учился в престижной школе,
затем в коллеже (колледже).
Слайд 12
«Мнимый больной» (1673)
Комедия о лживых врачах-шарлатанах,
желающих зарабатывать деньги любым путём,
коварных жёнах.
Слайд 13
Тема комедии – тема разоблачения лжи и коварства.
Слайд 15
Гёте (1749 – 1832)
Немецкий поэт,
Государственный деятель,
Мыслитель и философ.
Слайд 16
Трагедия «Фауст» (1774 – 1832)
Трагедия состоит из 2-х
частей.
Поэт обращался к данному произведению в течение многих лет.
Фауст – герой немецких мифов и преданий.
Слайд 17
Иоганн Фауст – главный герой трагедии
Сюжет трагедии -
Фауст продал душу дьяволу, чтобы обессмертить себя.
Фауст – личность
не только трагическая , но и отрицательная: он лживый, пессимистичный, всегда и всех проклинает.
Слайд 18
Тема трагедии – омертвение души.
Второй герой трагедии –
Дьявол – искуситель (Мефистофель).
Мефистофель ещё больше ненавидит мир и
искушает Фауста, предлагая ему бессмертие.
Слайд 19
Этапы развития русской литературы
УНТ (фольклор)
Древнерусская литература(11 -17 вв.)
Литература 18 века
Литература 19 века:
а) 1-я
половина;
б) 2-я половина.
Литература 20 века:
а) 1-я половина;
б) 2-я половина.
Слайд 25
Тредиаковский Василий Кириллович
(1703 – 1769)
Русский учёный, поэт, переводчик, член Академии
наук;
Основатель
силлабо-тонического
стихосложения, работал
в жанре оды, сонета,
элегии.
Слайд 26
Сумароков Александр Петрович
(1717 – 1777)
Яркий представитель русской
литературы 18 века;
Создатель русского театра;
Создатель комедий, трагедий, басен, сатирических произведений.
Слайд 27
Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)
Русский учёный мирового значения;
Реформатор
русского стихосложения;
Создатель научных трудов по риторике, грамматике;
Основоположник торжественной оды;
Написал трактат «Три стиля русского литературного языка».
Слайд 28
Державин Гаврила Романович
(1743 – 1816)
Русский поэт эпохи Просвещения;
Государственный деятель, сенатор,
губернатор;
Работал в жанре оды с прославлением великих поступков и порицанием дурных;
Его творчество – вершина русского классицизма.
Слайд 30
Фонвизин Денис Иванович
(1745 – 1792)
Русский литератор екатерининской эпохи;
Создатель русских
бытовых комедий, самая знаменитая из которых – «Недоросль».
Слайд 31
Сюжет комедии прост: помещица Простакова решила выгодно женить
своего сына Митрофана.
Госпожа Простакова – тип грубой, невежественной помещицы,
которая истязает всех вокруг.
Слайд 32
Герой комедии Фонвизина Митрофанушка стал символом невежества, лени,
необразованности.
Его знаменитая фраза: «Не хочу учиться, а хочу жениться»
- разошлась по стране, и в настоящее время олицетворяет нежелание учиться.
Слайд 33
Карамзин Николай Михайлович
(1766 – 1826)
Выдающийся учёный в
области русской истории, создатель многотомного труда «История Государства Российского;
Крупнейший литератор эпохи сентиментализма;
Реформатор русского литературного языка;
Ввёл в русский язык много слов, например: эпоха, эстетика, сцена, гармония и другие.
Слайд 35
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» – вершина русского сентиментализма.
Сюжет
повести прост: бедная девушка влюбляется в молодого человека, а
он женится на другой ради денег.
Героиня не желает жить без любимого и топится в озере.
Слайд 36
Главная героиня повести Карамзина Лиза – олицетворение нравственной
девушки, которая не смогла вынести предательства любимого человека
Слайд 37
Жуковский Василий Андреевич
(1783 – 1852)
Русский поэт,
друг
Пушкина;
Основоположник русского романтизма в поэзии;
Переводчик, критик, член Академии наук
Слайд 41
Мотивы лирики Пушкина
Дружеские;
Любовные;
Вольнолюбивые;
Философские;
Политические;
Гражданские;
Слайд 43
Лицейский период творчества
1813 - 1817
Метод – романтизм
Опора на традиции
Жуковского
Мотивы – дружбы, любви, свободы
Центральное произведение – стихотворение «Воспоминание в Царском Селе»
Слайд 46
Петербургский период творчества
1817 - 1820
Новые художественные
решения
Новаторство в поэзии
Политические мотивы
Лирический герой – не мечтатель, а полный сил человек
Центральные произведения –
стихотворение «К Чаадаеву» и
ода «Вольность»
Слайд 47
Южная ссылка
1820 - 1824
Появление противоречий в
душе героя
Свободолюбивые мотивы
Центральные произведения -
стихотворения «К морю» и
«Узник»
Слайд 48
Михайловская ссылка
1824
- 1826
Встречи с друзьями
и написание стихотворения
«19 октября 1925 года»
Развитие философской лирики и написание стихотворения «Пророк»
Вершина любовной лирики -
«Я помню чудное мгновенье»
Слайд 50
Второй петербургский период
1826 - 1830
Развитие гражданской поэзии
Метод
- реализм
Декабристское восстание (1825), казнь и ссылка друзей
Центральное произведение –
«Во глубине сибирских руд»
Слайд 52
Встреча с Натальей Гончаровой,
будущей женой
Начало
работы над романом «Евгений Онегин»
Центральное произведение –
«Я вас любил»;
Слайд 53
«Евгений Онегин» – шедевр русского
романа в стихах
Слайд 54
Болдинская осень – самый плодотворный период творчества (1830)
Слайд 55
Последние годы жизни
Центральное произведение –
стихотворение,
подводящее итог
всему творчеству поэта, -
«Памятник»
Слайд 57
Поэма «Медный всадник»
Тема поэмы – человек и государство
Слайд 58
«Закатилось солнце русской поэзии»
А. Краевский
Слайд 60
Михаил Юрьевич Лермонтов
1814 - 1840
Слайд 68
Смерть А.С. Пушкина потрясла Россию…
Слайд 73
Поэма «Демон» - шедевр русской романтической поэзии
(1829-1839)
Основана на библейской легенде о павшем
ангеле, восставшем против Бога
В основе сюжета – стремление к добру и красоте, которые побеждают зло внутри Демона
Слайд 75
«Герой нашего времени» – вершина русской прозы 1-ой
половины 19 века
(1838-1840)
1 часть: «Бэла» (3)
«Максим Максимыч» (5)
Журнал Печорина:
«Предисловие» (6)
«Тамань» (1)
2 часть: «Княжна Мери» (2)
«Фаталист» (4)
Слайд 77
Григорий Александрович Печорин – герой,
«составленный из пороков
всего поколения».
Петербуржец, военный, прапорщик
Молодой человек 23 лет
Фамилия от названия
северной реки Печора («холодный»)
Антипод Онегину (Река Онега – тёплая)
«Эгоист поневоле»
Несёт идеи постдекабристкого
времени
Слайд 82
Глава «Княжна Мери»
Печорин влюбляет в себя юную девушку
Мери, заставляет её страдать, понимает, что счастья
ей не принесёт
Слайд 83
Дуэль с Грушницким – один из центральных эпизодов
романа
Слайд 84
Проблемы в романе
Человеческой души
Смысла жизни:
«Зачем я
жил? Для какой
цели я родился?»
Одиночества
Эгоизма
Жизни и
смерти
Поиска целей в жизни
Слайд 87
Николай Васильевич Гоголь
1809-1852
Рождение в селе Сорочинцы Полтавской губернии в старинной богатой семье дворян, в которой любили театр
Прозаик
Драматург
Критик
Слайд 88
«Тарас Бульба» – повесть о служении Отечеству и
патриотизме
Слайд 89
Комедия «Ревизор» - сатира на русскую действительность
Основная проблема
комедии – обличение пороков чиновничества
Слайд 103
Повесть «Шинель» - вершина
в русской литературе
в изображении «маленького человека»
Входит в цикл «Петербургские повести»
Герой повести, А.А. Башмачкин, – беззащитный, бесправный человек
Любил свою работу, но над ним все смеялись, так как вокруг него – равнодушные люди