Слайд 2
Раскрываются методы написания рецензии, порядок её написания. Объясняются
основные компоненты и виды рецензии. Своеобразная памятка рецензенту.
Слайд 3
Если мы воспользуемся «Толковым словарём» В. И. Даля,
то выясним, что
слово рецензировать поясняется путём подбора следующего ряда
синонимов: критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.
Слайд 4
Интересный синонимический ряд выстраивается к слову рецензия::
отзыв, оценка,
суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение («Словарь русских синонимов»
Н. Абрамова). Попробуйте подобрать определения к этим словам. Например, к слову отзыв они могут быть такими: резкий, одобрительный, хвалебный, положительный, доброжелательный и т. д.
Слайд 5
Следующий шаг – постановка цели
Какова цель рецензии? Зачем
пишет её рецензент? Что заставило его выбрать для обзора
именно это произведение?
Без ответа на эти вопросы нет самой рецензии, она распадётся на тысячи осколков.
Слайд 6
Очевидно, есть что-то в тексте анализируемого произведения, что
заставило читателя волноваться,
о чём-то задуматься по-новому, оценить или переоценить
что-либо и, как следствие, – поделиться своими размышлениями со своими читателями. То есть первый толчок к написанию рецензии – эмоциональный отклик, затем следующий за ним анализ: «О чём? Как? Что я об этом думаю?» Итак: прочитали – удивились – задумались – пишем рецензию…
Слайд 7
Любая рецензия включает следующие основные компоненты:
отзыв-впечатление,
критический разбор
или комплексный анализ текста,
оценку произведения,
личные размышления автора
рецензии.
Слайд 8
Анализируя текст, вспомним, что
само слово текст, происходящее от
латинского textum – «ткань, связь слов», подразумевает сочетание анализа
тематики и проблематики произведения с разбором того, как именно создана эта ткань, как связаны между собой слова в тексте, «как сделан» текст.
Слайд 9
Рецензент должен помнить,
что ему необходимо оценить своеобразие писателя
и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль,
чем этот автор отличается от других.
Слайд 10
Таким образом,
предстоит оценить содержание и форму рассматриваемого произведения,
ответить на вопрос, какие художественные приёмы использует автор и
какой цели он при этом достигает.
Слайд 11
И ещё:
во время Олимпийских игр в Древней Греции
судьи давали две клятвы: во-первых, судить по совести и,
во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки понимали, что бывают такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь.
Слайд 12
ПОЙМИ!
В отличие от олимпийских судей рецензенты должны обосновать
свои выводы, доказать текстом истинность своей позиции.
Слайд 13
Итак, задача рецензента – оценить достоинство книги.
Причём достоинство
здесь следует понимать как положительные качества произведения.
Слайд 14
Представим себе
адресата нашей рецензии как человека, стоящего перед
бесконечными книжными полками, заполненными художественными произведениями, написанными и опубликованными
за последние десять лет.
Слайд 15
Что ему посоветовать? Этого не читай, того тоже
не читай… Какой в этом смысл? Очевидно, рецензировать стоит
только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей.
Слайд 16
Кому адресована ваша рецензия?
Существуют два вида рецензий:
Рецензия для тех, кто читал текст.
Рецензия для тех,
кто этот текст не читал.
Слайд 17
Внимание!
Даже если ваша рецензия будет прочитана только учителем,
стоит писать так, будто читатель с рецензируемым произведением незнаком
. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски.
Слайд 18
Как писал Виктор Шкловский
«Булгарин не травил Пушкина. Он
только давал ему руководящие замечания».
Давайте сразу договоримся, что не
будем давать писателю руководящих указаний, как бы нам этого ни хотелось. Доброжелательный рецензент вступит в уважительный диалог с автором.
Слайд 19
ПОДУМАЕМ!
Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение,
личное отношение и литературовед-ческий анализ текста в одном флаконе?
Слайд 20
Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и остроумный человек
В. Шкловский писал:
«Нельзя начинать критическую статью – «я развернул
книжку» или – «я заинтересовался», «я перелистал», «я заглянул».
Нельзя также начинать театральную рецензию со слов «я пришёл в театр и сел в кресло».
Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно».
Слайд 21
как начать писать рецензию?
Часто рецензия начинается с
библиографического описания
произведения и пересказа (в одном–двух предложениях) его содержания.
Подробный
пересказ снижает ценность рецензии:
во-первых, неинтересно будет читать само произведение,
во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Слайд 22
Всякая книга начинается с названия
которое в процессе чтения
как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится
ключом к последующему тексту. Какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название?
Слайд 23
Многое для понимания может дать анализ композиции.
Текст в
большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе смысловую
нагрузку. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
Слайд 24
ПОМНИ!
В каждом талантливом произведении писатель создает свой неповторимый
мир. В нём пространство и время существуют по своим
законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это есть прямые указания в тексте, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает.
Слайд 25
И последнее:
не забудем, что «судить писателя следует по
законам, им самим над собой признанным» (А.С. Пушкин). А
главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам.