Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Приёмы работы с учащимися над заданием №25 ЕГЭ. Средства художественной выразительности.

Содержание

Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”,  то слово, бесспорно,  первая и самая чудесная из них. Л.В.
Приемы работы с учащимися Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”,  то слово, бесспорно,  первая СИНКВЕЙНСредства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить ТРОПЫТРОП (от греч. tropos – поворот, оборот, оборот речи) – обобщенное название МетафораМетафора (греч. metaphora – перенесение) – вид тропа, в котором отдельные слова ОлицетворениеОлицетворение – вид метафоры, такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором ЭпитетЭпитет (греч. epiteton – приложение) – слово, определяющее предмет или явление и СравнениеСравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем МетонимияМетонимия( греч. metonomadzo – переименовывать) – вид тропа, в котором сближаются слова АллегорияАллегория (греч. allegoria – иносказание) – конкретное изображение предмета или явления действительности, ГиперболаГипербола (греч. hiperbole – излишек, преувеличение) – троп, состоящий в переносе значения ЛитотаЛитота (греч. litotes – простота, малость, умеренность) –прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий АнтономасияАнтономасия (греч. antonomasia – переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени ПерифразаПерифраза (греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова ИронияИрония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – употребление слова или высказывания в ОксюморонОксюморон ( греч. oxymoron – остроумно-глупое) – создание новых понятий при помощи СинекдохаСинекдоха (греч. synecdoche - соотнесение) - выразительное средство типизации, обозначение целого (или Анафора и ЭпифораАнафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных ИНВЕРСИЯ  Инверсией называется расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный ПараллелизмПараллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений, Кроссворд «Тропы и фигуры речи»По горизонтали:1.Обратный порядок слов.2.Пропуск сказуемого, придающий речи По вертикали:1.Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.2.Повторение одних и тех же слов или Вариант 10. Задание 25. ЕГЭ 2018.   (1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты Задание 25 «Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было . Решение1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство». Если в Прочитайте текст, напишите названия подчёркнутых средств художественной изобразительности, которые использовал А.И. Солженицын. В стихотворении А.С. Пушкина найдите и подчеркните ЭПИТЕТЫ. А.С. Пушкин К*** Я Синквейн Экзамен Серьёзный, важныйПройти, сдать, поступитьЕГЭ – возможность достигнуть жизненной целиИспытание Диаманта  ЕГЭ Государственный, выпускной Дает возможность, открывает двери, осуществляет мечтуЭкзамен, испытание,
Слайды презентации

Слайд 2 Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”,  то слово,

Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”,  то слово, бесспорно, 

бесспорно,  первая и самая чудесная из них.

Л.В. Успенский


Слайд 3 СИНКВЕЙН
Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу

СИНКВЕЙНСредства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу

определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) "Богатства русского языка

неизмеримы…"
(К.Г. Паустовский) Проблема

Слайд 6 ТРОПЫ
ТРОП (от греч. tropos – поворот, оборот, оборот

ТРОПЫТРОП (от греч. tropos – поворот, оборот, оборот речи) – обобщенное

речи) – обобщенное название таких оборотов (образов), которые основаны

на употреблении слова(или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления выразительности речи. Поскольку перенос значения может происходит на основе соотнесения различных признаков, тропы могут быть разных видов, каждый из которых имеет свое название.

Класс тропов в совокупности составляют:
метафора, метонимия, аллегория, антономасия, сравнение, олицетворение, синекдоха, гипербола, литота, перифраза, эпитет, ирония, оксюморон


Слайд 7 Метафора
Метафора (греч. metaphora – перенесение) – вид тропа,

МетафораМетафора (греч. metaphora – перенесение) – вид тропа, в котором отдельные

в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству

их значений или по контрасту. Метафора – это скрытое сравнение.

Например, метафора В саду горит костер рябины красной (С. А. Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.
Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность: банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.

Слайд 8 Олицетворение
Олицетворение – вид метафоры, такое изображение неодушевленных или

ОлицетворениеОлицетворение – вид метафоры, такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при

абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

– даром речи, способностью мыслить и чувствовать:

Например: шепот листьев, солнце устало светить

1)Выражения ветер спит, всё немеет, воздух робеет создают картину тишины, умиротворения, покоя. 2) Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота.
3) Леса молчат - осенней ночи ждут - это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.

Слайд 9 Эпитет
Эпитет (греч. epiteton – приложение) – слово, определяющее

ЭпитетЭпитет (греч. epiteton – приложение) – слово, определяющее предмет или явление

предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества

или признаки. Свойство эпитета проявляется в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Например:

Но люблю я , весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум.

2.Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой.
Постоянные эпитеты часто встречаются в народном поэтическом творчестве: море синее, тучи черные, добрый молодец, зелена трава, красна девица

Слайд 10 Сравнение
Сравнение – вид тропа, в котором одно явление

СравнениеСравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется

или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением.

Способы выражения сравнения в русском языке:

1. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения ( союзы что, как, как будто, будто, точно, словно):
Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.

2. Сравнительный оборот с союзами как, будто, точно, словно: Застыл, как изваяние

3. А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных И темных нетерпеливо прошумит (И.С. Тургенев).

Слайд 11 Метонимия
Метонимия( греч. metonomadzo – переименовывать) – вид тропа,

МетонимияМетонимия( греч. metonomadzo – переименовывать) – вид тропа, в котором сближаются

в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более

или менее реальных понятий или связей.

В отличие от метафоры её нельзя переделать в сравнение.

Переносы по смежности многообразны, главные из них следующие:
С сосуда на содержимое:
съел целую тарелку, выпил две чашки, осталось три ложки и др.

С формы или каких-либо внешних признаков на содержание:
И вы, мундиры голубые (мундиры в смысле «жандармы») (М.Ю. Лермонтов)

3. С населенного пункта на его жителей или связанное с ним событие:
Вся деревня над ним смеялась.


Слайд 12 Аллегория
Аллегория (греч. allegoria – иносказание) – конкретное изображение

АллегорияАллегория (греч. allegoria – иносказание) – конкретное изображение предмета или явления

предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.

Аллегория основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

Например, в сказках, баснях глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца и т.д. Такие аллегории носят общеязыковой характер.

Кто про дела свои кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. Кто делов, истинно – тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он думу Без шуму.
Басня А.И. Крылова


Слайд 13 Гипербола
Гипербола (греч. hiperbole – излишек, преувеличение) – троп,

ГиперболаГипербола (греч. hiperbole – излишек, преувеличение) – троп, состоящий в переносе

состоящий в переносе значения по количественному признаку. Средствами гиперболы

автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает.

1. Большим мастером гиперболы был Н.В. Гоголь:
редкая птица долетит до середины Днепра;

у казаков были шаровары шириною с Черное море, а у Ивана Никифоровича шаровары были в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла – на даче было это.
(В.В. Маяковский)


Слайд 14 Литота
Литота (греч. litotes – простота, малость, умеренность) –прием,

ЛитотаЛитота (греч. litotes – простота, малость, умеренность) –прием, противоположный гиперболе, т.е.

противоположный гиперболе, т.е. состоящий в преуменьшении признаков предмета, явления,

действия.

В эмоционально-экспрессивных средствах фразеологии можно встретить общеязыковую литоту: осиная талия, от горшка два вершка, капля в море, рукой подать, выпить глоток воды и др.
1. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка! (А.С. Грибоедов)
2. И шествуя важно В спокойствии чинном Лошадку ведет Под узды мужичек В больших сапогах, В полушубке овчинном, В больших рукавицах… А сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

Слайд 15 Антономасия
Антономасия (греч. antonomasia – переименование) – троп, состоящий

АнтономасияАнтономасия (греч. antonomasia – переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного

в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

Например, фамилия гоголевского

персонажа Хлестаков получила нарицательное значение – «лгун», «хвастун». Геркулесом иногда называют сильного мужчину.

В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др.

Великие люди - Наполеоны


Слайд 16 Перифраза
Перифраза (греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот,

ПерифразаПерифраза (греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо

употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.

Например: город на Неве

– Санкт-Петербург; страна голубых озер - Карелия

Перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими.
Общеязыковые перифразы: братья наши меньшие, зелёный змей

Индивидуально-авторские: Унылая пора! Очей очарованье!
Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана (вместо – Байрона, автора поэмы «Гяур» Да с ним ещё два-три романа…и романа в стихах «Дон Жуан»)
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Слайд 17 Ирония
Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – употребление

ИронияИрония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – употребление слова или высказывания

слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Отличительным признаком

иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония.

Например: они обменялись любезностями вместо они обругали друг друга
Вот как он говорит об услужливости Молчалина: Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там в пору карточку вотрёт!
А.С. Грибоедова «Горе от ума»


Слайд 18 Оксюморон
Оксюморон ( греч. oxymoron – остроумно-глупое) – создание

ОксюморонОксюморон ( греч. oxymoron – остроумно-глупое) – создание новых понятий при

новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов,

то есть находящихся в антонимических отношениях. Обычно это противоречащие друг другу, логически исключающие друг друга слова.

Примерами могут служить названия драмы Л.Н. Толстого «Живой труп» и романа Ю.В. Бондарева «Горячий снег».


Например, честный вор, живой труп, оптимистическая трагедия

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю… Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю – Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! (В.С. Высоцкий)



Слайд 19 Синекдоха
Синекдоха (греч. synecdoche - соотнесение) - выразительное средство

СинекдохаСинекдоха (греч. synecdoche - соотнесение) - выразительное средство типизации, обозначение целого

типизации, обозначение целого (или вообще чего-то большего) через его

часть ( или вообще нечто меньшее, входящее в большее).
Наиболее употребительные виды синекдохи:
Часть явления называется в значении целого: Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин), т.е. корабли под флагами всех стран.

2. Целое в значении части: Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит: - Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ?
3. Отсель грозить мы будем шведу. (Имеется в виду – шведам) Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. поэма А.С. Пушкина «Полтава»

Слайд 20 Анафора и Эпифора
Анафора – повторение слов или словосочетаний

Анафора и ЭпифораАнафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений,

в начале предложений, стихотворных строк или строф.
Эпифора – стилистическая

фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении слов или словосочетаний в конце предложений, стихотворных строк или строф.
Пример анафоры из статьи Д.С. Лихачёва «Честь истинная и ложная»: Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной.

Пример из статьи академика Д.С. Лихачёва «О воспитанности»:
Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.

Слайд 21 ИНВЕРСИЯ
Инверсией называется расположение членов предложения в

ИНВЕРСИЯ Инверсией называется расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный

особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. Инверсия используется

с целью усилить выразительность речи.
Пример инверсии в знакомом вам стихотворении: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.
С.А. Есенин.
(Прямой порядок слов первой строки должен быть таким: Золотая листва закружилась.)

2. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(Инверсия главных членов предложения, на передний план выдвигается сказуемое. Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.)

Слайд 22 Параллелизм
Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов

ПараллелизмПараллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних

предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф. ПОЛНЫЙ параллелизм – расположение

членов предложения строго в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми формами.
Например: Чисто вечернее небо, Ясны далёкие звёзды…(М.Ю .Лермонтов) – здесь первая и вторая строки синтаксически построены совершенно одинаково: сказуемое, выраженное краткой формой прилагательного, далее следует согласованное определение, выраженное прилагательным в полной форме, и, наконец, подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
Пример полного параллелизма встречается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?


Слайд 23 Кроссворд «Тропы и фигуры речи»
По горизонтали:
1.Обратный порядок

Кроссворд «Тропы и фигуры речи»По горизонтали:1.Обратный порядок слов.2.Пропуск сказуемого, придающий

слов.
2.Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
3.Расположение слов или выражений по

нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).
4.Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
5.Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты.
6.Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.
7.Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
8.Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.



Слайд 24 По вертикали:
1.Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
2.Повторение одних и

По вертикали:1.Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.2.Повторение одних и тех же слов

тех же слов или фраз в конце нескольких рядом

стоящих конструкций.
3.Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.
4.Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
5.Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей.
6.Образное определение.
7.Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
8.Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.
9.Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Ответы


Слайд 26 Вариант 10. Задание 25. ЕГЭ 2018.
(1)Фронтовая

Вариант 10. Задание 25. ЕГЭ 2018.  (1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты

полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным

пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.
— (4)Дяденька, дайте два патрона. — (5)На что тебе патроны? — (6)А так... на память. — (7)На память патронов не дают. (8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (9)Губы мальчишки презрительно кривятся: — Ну вот! (10)Что с них толку?
— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо. (16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.
(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.
(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.
(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это — обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.
— (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?
(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.
(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.
(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.
(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.
(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.
(По А. П. Гайдару)


Слайд 27 Задание 25
 «Отношение взрослых к таким детям, как Яков,

Задание 25 «Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны

в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться,

обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)___ ("несуразное, бестолковое" в предложении 30, "беспредельным", "безграничной" в предложении 37), (Б)___ ("хлопчик" в предложении 3, "кривятся" в предложении 9) — и такая форма речи, как (В)___ (предложения 4—7, 9—12). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г)___ (предложения 17, 18)».

Список терминов:
1) Гипербола 2) метафора 3) синонимы
4) вопросительные предложения 5) ряды однородных членов предложения
6) разговорная и просторечная лексика 7) фразеологизм
8) Диалог 9) книжная лексика


Слайд 28 .
Решение
1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое

. Решение1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство». Если

средство». Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое

в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 25 всегда выделен в примере курсивом!
А – лексическое средство. Б – лексическое средство.
В – синтаксическое средство. Г – синтаксическое средство.
2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.
Тропы: 1, 2.
Синтаксические средства: 4, 5, 8. Лексические средства: 3, 6, 7, 9.
Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.
3. Выберем правильный термин.
А – синонимы, 3. Б – разговорные слова, 6.
В – диалог, 8. Г – ряд однородных членов, 5.
Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А) гипербола ("несуразное, бестолковое" в предложении 30, "беспредельным", "безграничной" в предложении 37), (Б) разговорная и просторечная лексика ("хлопчик" в предложении 3, "кривятся" в предложении 9) — и такая форма речи, как (В) диалог (предложения 4—7, 9—12). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г) ряды однородных членов предложения (предложения 17, 18)».
Ответ: 3685


Слайд 29 Прочитайте текст, напишите названия подчёркнутых средств художественной изобразительности,

Прочитайте текст, напишите названия подчёркнутых средств художественной изобразительности, которые использовал А.И.

которые использовал А.И. Солженицын.

(1) Все отзывы

о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). (2) И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. (3) И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрёны(1), какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. (4) В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! (5) А у неё не было. (6) Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (7) Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало. (8) А она не имела… (9) Не гналась за обзаводом… (10) Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. 11) Не гналась за нарядами. (12) За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев (2) (13) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей. Но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. (14) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… (3) (15) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого по пословице, не стоит село. (16) Ни город. (17) Ни вся земля наша.(4) (А.И. Солженицын «Матрёнин двор»)  


Задание
1) _________________________ 2) _________________________ 3) _________________________ 4) _________________________
В качестве средств языковой выразительности писатель использовал просторечия и фразеологизм. Найдите их в тексте и выпишите.
Просторечия:________________________________________
Фразеологизм: _______________________________________

Ответы по тексту А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
1 – метафора; 2 – парцелляция;
3 – умолчание; 4 – парцелляция + восходящая градация (село – город – вся земля);
просторечия: «за обзаводом», «не бережная», «дозвать», «колченогая»;
фразеологизм: «бок о бок».


Слайд 30 В стихотворении А.С. Пушкина найдите и подчеркните ЭПИТЕТЫ.
А.С.

В стихотворении А.С. Пушкина найдите и подчеркните ЭПИТЕТЫ. А.С. Пушкин К***

Пушкин
К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как

гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви.
 

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.
? Какие ещё средства художественной изобразительности встретились вам в стихотворении А.С. Пушкина?
Ответы
эпитеты: чудное (мгновенье); (грусти) безнадежной; шумной (суеты); (голос) нежный; милые (черты); небесные (черты); (тянулись) тихо; сравнение: «ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты»;
метафора: «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»


Слайд 31 Синквейн

Экзамен
Серьёзный, важный
Пройти, сдать, поступить
ЕГЭ – возможность

Синквейн Экзамен Серьёзный, важныйПройти, сдать, поступитьЕГЭ – возможность достигнуть жизненной целиИспытание

достигнуть жизненной цели
Испытание


  • Имя файла: priyomy-raboty-s-uchashchimisya-nad-zadaniem-n25-ege-sredstva-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti.pptx
  • Количество просмотров: 127
  • Количество скачиваний: 1