Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Содержание

В этой презентации Вы познакомитесь с двумя удивительными женщинами с разной судьбой : в первой части- с Екатериной Сушковой, а во второй- с Варварой Лопухиной.Но их связывает то, что обе
Адресаты любовной   лирики Михаила Юрьевича   Лермонтова В этой презентации Вы познакомитесь с двумя удивительными женщинами с разной      История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный      Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с Лермонтовым      Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно      Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится, впрочем, к этому      Конец 1834-начало 1835 г. – время новой встречи Лермонтова и Сушковой в У врат обители святой  Стоял просящий подаянья  Бедняк иссохший, чуть      Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове,       Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!... Вчера Когда к тебе молвы рассказ  Мое названье принесет  И моего      Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой поэта,      Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив      Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась      Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной       «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан - Гирей,- Лермонтов был страстно       Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров      Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за
Слайды презентации

Слайд 2
В этой презентации Вы познакомитесь с двумя

В этой презентации Вы познакомитесь с двумя удивительными женщинами с

удивительными женщинами с разной судьбой :

в первой части- с Екатериной Сушковой,
а во второй- с Варварой Лопухиной.
Но их связывает то, что обе они были музами и любимыми женщинами гениального русского поэта- Лермонтова Михаила Юрьевича.

Введение


Слайд 3      История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный

     История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный

"сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и

начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных - Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры – заметная веха в становлении его художественной индивидуальности.

Екатерина Сушкова

Miss BLACK EYES


Слайд 4      Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что

     Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с

её знакомство с Лермонтовым в Москве продолжалось несколько месяцев:

до поздней весны или начала лета, когда начался разъезд в подмосковные имения. В это время ещё ни о каком цикле стихов нет речи; Лермонтов для Сушковой – маленький "кузен" Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: “Как Лермонтов влюблен в тебя!”.

Слайд 5      Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830

     Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове.

г. в Середникове. Собственно с этого времени только и

можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Первые стихи «сушковского цикла» лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение «Черноокой» (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Blak eyes), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи-ночи».

Много звезд у летней ночи; Отчего же только две у вас, Очи юга! черны очи! Нашей встречи был недобрый час. Кто ни спросит, звезды ночи Лишь о райском счастье говорят; В ваших звездах, черны очи, Я нашел для сердца рай и ад. Очи юга, черны очи, В вас любви прочел я приговор, Звезды дня и звезды ночи Для меня вы стали с этих пор!


Слайд 6      Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой

     Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится, впрочем, к

относится, впрочем, к этому периоду. Это "Весна"- первое печатное

стихотворение поэта, появившееся в " Атенее" в сентябре 1830 г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась ли в нем в виду именно Сушкова, или оно было затем послано "к случаю": лирическая ситуация в нем совершенно традиционна. Вместе с тем оно вполне соответствовало и ситуации реальной; насмешки старших девушек над юностью поклонника вполне могли вызвать с его стороны такого рода поэтическую "месть":

Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодость лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.


Слайд 7      Конец 1834-начало 1835 г. – время новой встречи

     Конец 1834-начало 1835 г. – время новой встречи Лермонтова и Сушковой

Лермонтова и Сушковой в Петербурге – тоже весьма значительный

эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести "Княгиня Лиговская". У Сашеньки Верещагиной, Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: " У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г.: Сушкова помнила, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте".

Слайд 8 У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой

иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска

лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Слайд 9      Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей,

     Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в

проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с

внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.      Следующая группа, в которую входят «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «У ног других не забывал» и «Когда к тебе молвы рассказ» есть своего рода кульминация эмоционального напряжения. Эти стихи пишутся не сразу после первой группы, а спустя некоторое время, когда Лермонтов услышал от Верещагиной о светских успехах предмета своей страсти. Рассказы Верещагиной вызывали в Лермонтове чувства обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов говорил Сушковой в «Стансах»(« Взгляни, как мой спокоен взор»). Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой.      Стихотворение «Когда к тебе молвы рассказ», которое Лермонтов дарит Сушковой,, содержало упрек и, как говорила она в «Записках», «грозно предвещало» ей будущее:

Слайд 10       Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт

      Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!...

поспешил откликнуться («Благодарю!... Вчера мое признанье И стих мой

ты без смеха приняла...»). Слово «Благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды.      Следующие стихи («Зови надежду сновиденьем») содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения – неразделенная любовь: «Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!».

Слайд 11 Когда к тебе молвы рассказ Мое названье принесет

Когда к тебе молвы рассказ Мое названье принесет И моего рожденья

И моего рожденья час Перед полмиром проклянет, Когда мне

пищей станет кровь, И буду жить среди людей, Ничью не радуя любовь И злобы не боясь ничьей: Тогда раскаянья кинжал Пронзит тебя...

 Таким образом, в «сушковском цикле» стихов можно отметить две группы. Более ранние, написанные в Середникове, представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником. Вторая группа стихов отличается от первой своим более обобщенным характером. В отличие от первой группы, которая в дальнейшем у Лермонтова не варьируется и не перерабатывается, эта вторая содержит такие лирические мотивы и темы, которые затем перейдут в позднюю лермонтовскую лирику. Душевный опыт, отложившийся в них, выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Эти стихи есть определенная ступень самосознания личности, связь же их с байроновским циклом, посвященным Мэри Чаворт, является, помимо всего прочего, важным подтверждением правдивости рассказа Сушковой о том, что именно она была их непосредственным адресатом.


Слайд 12      Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан

     Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой

с ранней лирикой поэта, то «развязка» этого «романа» связана

с его прозой. Как известно, Лермонтов подробно описал ее в «Княгине Лиговской». Как и первый эпизод, последний проходит под знаком литературных воздействий. Вообще литературный элемент настолько ярко окрашивает эти отношения, что вопрос о «реальных» портретах Лермонтова и Сушковой в середине 1830-х годов приобретает особое значение.      Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.      Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе «Княгиня Лиговская», - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В «Княгине Лиговской» светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть «Княгиня Лиговская» войдут не только биографические и конкретные бытовые детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и над психологией действующих лиц

Слайд 13      Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких

     Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова.

сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в

1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой.

Варенька Лопухина


Слайд 14      Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой

     Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки

и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко

всенощной — молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.

Слайд 15      Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение

     Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов

и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность

умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице. В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.

Слайд 16 Она была одних лет с поэтом, и это

Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим,

было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому

что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В неоконченной юношеской повести он в Вадиме выставлял себя, в Ольге – её


Слайд 17       «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан -

      «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан - Гирей,- Лермонтов был

Гирей,- Лермонтов был страстно влюблён ... в молоденькую, милую,

умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.... Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «у Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она , добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»
С тех пор, как мне явилась ты, Моя любовь – мне оборона От гордых дум и суеты…

Слайд 18       Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и

      Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу

зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а

военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки.    
  Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-adresaty-lyubovnoy-liriki-myulermontova.pptx
  • Количество просмотров: 127
  • Количество скачиваний: 0