Слайд 2
Родился в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской
начальной школе для детей рабочих (1860-1864)
Слайд 3
В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал
воздействие идей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, Д.И.Писарева.
С 1875
в газетах "Русский мир" и "Новости" начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание "подноготной" жизни, "умение распознавать людей" и "страсть окунаться в гущу повседневности".
В журналах "Сын отечества" и "Кругозор" публиковал остросюжетные истории, не лишенные этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях:
Старцы, 1875;
Старик, 1876;
В горах, 1876;
Красная шапка, 1876;
Русалки, 1876;
Тайны зеленого леса, 1877.
Слайд 4
Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения
Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь
к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых.
Сб. рассказов Детские тени, 1894;
Хрестоматийные рассказы Емеля-охотник, 1884;
Зимовье на Студеной, 1892;
Серая Шейка, 1893;
Аленушкины сказки, 1894-1896).
Слайд 5
Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу
и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается
грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима. Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.
Слайд 6
Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"
(1883), который в течение года печатался в журнале "Дело".
Этот роман, начатый еще в 1872 году, - самый популярный из его сочинений в наши дни, был совсем незамечен критикой в момент его появления.
Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов "общества", образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта сделали это произведение, наряду с другими "уральскими" романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической
прозы.
Слайд 7
В 1884 году в журнале "Отечественные записки" появился
следующий роман "уральского" цикла - "Горное гнездо", закрепивший за
Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Второй роман рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это - сатирическое произведение о несостоятельности "магнатов" уральских горных заводов как организаторов промышленности. В романе
талантливо изображен горный царек
Лаптев, форменный вырожденец,
"замечательный тип из всех, какие только
встречались в нашей литературе" по
мнению Скабичевского, высоко ставившего
роман "Горное гнездо" и находящего, что
Лаптева смело можно поставить в одном
ряду с такими вековечными типами, как
Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".
Слайд 8
В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891).
Он женится на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала не
только женой и другом, но также и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он погружается в народную жизнь, общается с «простецами», и даже избирается гласным Екатеринбургской городской Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.
Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.
Слайд 9
Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября
1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности,
но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета "Правда" посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое революционное значение его произведений: "Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного,
не знавшего удержу
ни в чем".
"Правда" высоко оценила
заслуги писателя и в
детской литературе:
"Его влекла чистая душа
ребенка, и в этой области
он дал целый ряд
прекрасных очерков
и рассказов".
Слайд 10
Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской
лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь
писателя "Аленушку" - Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург). А в 1956 году прах и памятник писателя,
го дочери и супруги, М.М. Абрамовой,
были перенесены на Литераторские
мостки Волковского кладбища.
На могильном памятнике
Мамина-Сибиряка высечены слова:
"Жить тысячью жизней, страдать и
радоваться тысячью сердец –
вот где настоящая жизнь и настоящее
счастье".
Слайд 11
В г. Нижнем Тагиле в честь писателя назван
городской Драматический Театр, где в этом году в честь
60-летия со дня рождения будет поставлена пьеса
по его произведению.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 49 Козлова Анастасия Викторовна, 2012