Слайд 2
Цели урока: дать представление о литературе
и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и
творчеством Шекспира.
Слайд 3
Ребята, сегодняшний наш урок будет посвящен
жизни и творчеству великого английского поэта и драматурга Уильяма
Шекспира, который жил и творил в эпоху, уже названную его современниками эпохой Возрождения.
Слайд 4
Эпоха Возрождения - это время подъема
культуры многих европейских стран, которое охватывает два века -
XV и XVI. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания.
Слайд 5
Появились люди, не желавшие соглашаться с
тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека,
что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами.
Слайд 6
Благодаря их деятельности были найдены, сохранены,
изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и
происходит слово «Возрождение». Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.
Слайд 7
Одна из величайших гуманистических идей эпохи
нашла свое выражение в словах принца Гамлета - героя
пьесы Шекспира: «Что за великое созданье - человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
Однако и Гамлет, и его творец видели не одно лишь величие, но и искажение, которому подвергалась человеческая природа из-за несовершенства мира.
Слайд 8
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал.
Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на
смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Хронологические рамки эпохи —XIV—XVI века.
Родина эпохи Возрождения – Италия.
Слайд 9
Первым ввел термин «Возрождение» итальянский живописец, архитектор и
писатель Джорджо Вазари.
Слайд 10
Интерес к человеку и его деятельности.
Человек был
провозглашен «венцом творения Вселенной», а свойственное ему стремление к
счастью и гармонии было осознано как главная цель жизни.
2. Обращение к античности как источнику знаний и образцу творчества.
Особенности искусства эпохи Возрождения.
Слайд 11
Основой идеологии эпохи Возрождения стал принцип
гуманизма.
ГУМАНИЗМ (от humanitas - человечность) – мировоззрение, в
центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Писатели-гуманисты воспевали сильные чувства человека. Цель жизни и счастья они видели в труде на пользу людям.
Слайд 12
Титаны эпохи Возрождения
Боккаччо
Петрарка
Данте
Слайд 14
Титаны эпохи Возрождения
Микеланджело
Рафаэль
Леонардо
да Винчи
Слайд 15
Леонардо
да Винчи
«Мона Лиза»
Рафаэль
«Сикстинская мадонна»
Микеланджело
«Дельфийская сивилла»
Слайд 16
Титаны эпохи Возрождения
Шекспир
Сервантес
Франсуа Рабле
Слайд 19
Сияние гения, чьи лучи
проникают повсюду, - вот
что такое Шекспир.
Виктор Гюго.
Слайд 20
Творчество Уильяма Шекспира - высочайшая вершина
английского Возрождения и мировой драматургии. Шекспир сумел облечь мысли,
верования, противоречия, проблемы своего времени в образы потрясающей силы. Жизнь общества и жизнь человека он представил такими сильными, яркими типами и коллизиями, что мир его произведений живет и поныне, его пьесы и сейчас современны и актуальны, многие его герои приобрели еще и нарицательное значение: о влюбленном мы говорим - «Ромео», о ревнивце - «Отелло», о терзающих нас нравственных сомнениях - «гамлетовские вопросы» и т. д.
Слайд 21
Гениальные произведения Шекспира отличаются замечательным мастерством, величайшей
душевной чуткостью и умом, глубоким, проницательным и блестящим.
Великолепное мастерство
в изображении всепоглощающих и очень тонких чувств, необычайная широта в создании характеров сочетаются в драматургии Шекспира с поразительным размахом мысли, огромной эрудицией, остротой поставленных проблем, широтой кругозора.
Слайд 22
Комедии Шекспира неподражаемы по жизнеутверждающей силе, искрящемуся
остроумию, изяществу. В каждой строке звучит насмешка над средневековым
и ханжеским мировоззрением, прославление благородства, дружбы, любви, вольных чувств и радостной свободы. И все же, несмотря на счастливый конец комедий, в них обнаруживаются следы тревоги, грусти, сомнений - мотивы, которые перерастут в трагедиях в ощущение острого неблагополучия окружающего мира.
Слайд 23
Трагедии Шекспира масштабны, грандиозны по своим
конфликтам, необычайны по силе чувств героев. Он показывает не
только внешнюю, но и внутреннюю, духовную борьбу человека, его герои не одномерны: у положительных мы находим недостатки, у отрицательных - достоинства. Шекспир ставит самые глубокие и значительные вопросы жизни человека и дает на них серьезные и мудрые ответы.
Слайд 24
Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся
со многими противоречиями, загадками, тайнами.
С.Я.Маршак, переводивший сонеты
поэта, по поводу его фамилии сказал так:
Недаром имя славное Шекспира
По-русски значит: потрясай копьем!
Именно так-«шейк» по-английски
«трясти», «спиэр»- «копье».
Столь грозная фамилия, видимо, означает, что среди предков драматурга были воины.
Слайд 25
Шекспир родился 23 апреля 1564г.
в маленьком провинциальном
городке Стратфорде на тихой, медленно текущей старой реке Эйвон
в семье ремесленника и торговца Джона Шекспира.
Слайд 26
С 8 лет маленький Вильям посещал местную школу,
где обучали основам грамоты на родном языке и уделяли
большое внимание древним языкам. Шекспир изучал здесь латынь и немного древнегреческий, много читал и именно благодаря книгам стал весьма образованным человеком.
Около 1580г. Вильяму пришлось оставить школу и начать работать.
Слайд 27
В ноябре 1582г. он женился на Энн
Хэтеуэй. В мае следующего года родился их первый ребенок
– дочь Сьюзен, а в февроле 1585г. на свет появилась двойня – сын Гамлет и дочь Джудит.
Слайд 28
В 1587г. Шекспир оставляет свою семью и
отправляется с гастролирующими актерами в Лондон с целью овладеть
актерским искусством. Здесь он начал свою карьеру с должности весьма далекой от театрального искусства – присматривать за лошадьми джентльменов, приехавших посмотреть театральные представления. Чуть позже он становится суфлером, а вскоре актером и драматургом одной из лондонских трупп.
Слайд 29
Осенью 1599г. открывается театр «Глобус». Над входом
– большой плакат с изображением великана, держащего на плечах
земной шар. На плакате было написано: «Весь мир лицедействует».
Шекспир – один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург.
На сцене этого театра артисты сыграли все пьесы, написанные Шекспиром после 1594г.
Всего драматургом было написано 37 пьес. Среди них комедии, исторические хроники, трагедии.
Слайд 30
В 1613г. Шекспир возвращается на родину. Причиной
неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из
столицы была, по всей видимости, болезнь.
Слайд 31
Принято считать, что Шекспир умер в
тот же день, что и родился – 23 апреля
1616г. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда.
Слайд 32
В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала
книгу «Раскрытие философии пьес Шекспира». Она усомнилась в том,
что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.
Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые идут под его именем?
Слайд 33
Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему
однофамильцу Френсису Бэкону. Шекспироведы, правда, отвергли авторство Бэкона. Впоследствии
в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Ретленду, графу Оксфорду, лорду Саутгемптону и даже королеве Елизавете.
Интерес к этой теме понятен: все, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы почти ничего не знаем достоверного из жизни Шекспира.
Слайд 34
Справедливо писал в конце XVIII века
один английский автор: «Все, что мы знаем о Шекспире,
- это то, что он родился в Страдфорде- на-Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, составил завещание и умер». Жизнь Шекспира обросла легендами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нем по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстает перед нами со страниц его сочинений.
Слайд 35
Несмотря ни на что, с именем Уильяма
Шекспира, великого английского драматурга и поэта, мы встретитесь еще
не раз не только на страницах школьных учебников, но и в жизни: его пьесы ставятся в театрах всего мира: драматических, оперных, балетных; снято множество кинофильмов по мотивам произведений Шекспира.
Слайд 36
Шекспир в театре и в кино.
Балет «Ромео
и Джульетта».
Слайд 40
Шекспиру и его героям посвящено множество разнообразных
памятников и на его родине, и за ее пределами.
Слайд 41
Наиболее интересный – монументальный скульптурный ансамбль,
открытый в 1888 году
в Стратфорде. Великий драматург и
поэт восседает на высоком постаменте, украшенном лавровыми венками.
Слайд 42
Вокруг него – фигуры четырех литературных
героев – юного принца – будущего короля Генриха V,
Леди Макбет, рыцаря – шута Джона Фальстафа и Гамлета, склонившегося над черепом бедного Йорика.
Выбор этих персонажей не случаен. Скульптор таким образом стремился подчеркнуть четыре грани дарования Шекспира – гениального создателя трагедий, комедий, любителя истории и философии.