Слайд 2
Писатели - просветители 18 века
Слайд 3
Ломоносов Михайло Васильевич
1711 – 1765
1730г.-Славяно-греко-латинская академия
1736- Германия, Марбургский
университет
Слайд 4
Ломоносов – поэт, ученый.
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашем
показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Слайд 5
МГУ им. ЛОМОНОСОВА
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В
счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И
в дальних странствиях не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Слайд 6
Гавриил Романович Державин
1743 -1816
Он первым дерзнул «истину царям
с улыбкой говорить»
Слайд 7
Державин приблизил поэзию к жизни.
Воспевал государственных деятелей: Екатерину2,Потемкина,
Румянцева, Суворова Ушакова, Кутузова – это было их время.
Слайд 8
Стихи: «Памятник»,
«Властителям и судиям»
И слава возрастет моя,
не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слайд 9
Жизнь и творчество Крылова
КРЫЛОВ И.А.
Биография
Слайд 10
Детство
Происходил из «обер-офицерских детей». Отец , закончивший тяжёлую
полевую службу капитаном, в 1775г. вышел в отставку
и поселился в Твери, где вскоре занял должность председателя губернского магистрата в чине коллежского советника. Мать К. не знала грамот, но была добра и умна от природы. Она составила, как вспоминает мемуаристка , план образования сына и следила за его занятиями. По одним сведениям, К. нигде, кроме как дома да семьи Львовых (вместе с их детьми),не учился. По другим же, он посещал Тверское училище .
Так или иначе образование он получил скудное, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг . Настойчивость, упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени . Жизнь не баловала К., и каждый шаг к успеху давался ему не даром. В 1778 г. умер его отец , семья осталась совершенно необеспеченной . Десятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи ложится забота о пропитании матери и младшего брата , который с той поры стал называть его «тятенькой». В 1782 г. семья вся семья выехала в столицу.
Слайд 11
Взрослая жизнь
К. ещё в Твери начал писать
стихи. В 1783г. он сочинил комическую оперу в стихах
« Кофейница»,которую попробовал издать. Владелец типографии купил её у К., но печатать не стал. У него К. встретился с известным актёром Дмитриевским , который ,по-видимому , ввёл юношу в театральный мир Петербурга и стал первым его взыскательным, но доброжелательным критиком. К. быстро перезнакомился с петербургскими драматургами и актёрами. Он одну за другой написал две трагедии(« Клеопатра» и «Филомела»). Не добившись успеха в жанре трагедии ,К . возвратился к комической опере и комедии. К. писал очень быстро. Со временем К. заметили в литературных делах и театральных кругах. Директор театров Соймонов пригласил молодого драматурга на службу в Горную экспедицию, которой управлял , и с мая 1787г. К. перешёл туда. У К. начало всё слаживаться, но тут неожиданно умирает его мать. Он ушел из этой экспедиции, и о публикациях («Инфанта из Заморы», 1788;»Американцы» 1788) и о постановке их на сцене нечего было и думать . К. решил испытать себя в журналистском поприще. В журнале «Утренние часы» он напечатал первые басни.
Слайд 12
Отечественная война 1812 г. вызвала в нём большой
патриотический подъём, он откликнулся на неё знаменитыми баснями «Кот
и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне»…В 1828 г. И в 1833г. он задумывал совершить путешествие по Европе, но оба раза поездки не состоялись. В 1838 г. торжественно и пышно сановный и литературный Петербург отпраздновал 50-летний творческой деятельности К. и 70-летние со дня его рождения.
Выйдя в отставку, К. поменял и квартиру, перебравшись из столичной суеты на Васильевский остров. По сделанному им завещанию его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания басен.
Хоронило К. множество петербургского люду. В 1855 г.в Летнем саду К. воздвигли памятник работы скульптора Клодта. На это событие откликнулась литературная общественность.
Последние годы жизни
Слайд 13
Творчество Крылова
В 1783г. Комическая опера «Кофейница».трагедии «Клеопатра»(1785), «Филомела»(1786).
В 1786 сочинил две комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в
прихожей». Комедия «Проказники»(1787).
Басни: «Ворона и Лисица» ,
«Обезьяны»,
«Мартышка и очки»,
«Собачья дружба»,
«Волк на псарне»,
«Стрекоза и муравей»,
«Кот и повар»,
«Квартет» ,
«Лебедь , Щука и Рак»,
«Демьянова уха»...
Слайд 14
Николай Михайлович Карамзин
1766 -1826
ПОЭТ, ПРОЗАИК.
Литературный язык обогатил живой
разговорной речью дворянских просвещенных кругов.
Журнал «Вестник Европы»
Автор «Истории Государства
Российского»
Сентиментализм
Слайд 15
Александр Николаевич Радищев
1749 – 1802
1762-Петербургский пажеский корпус
Германия. Лейпциг.
Слайд 18
1790 год
Радищев – автор книги «Путешествие из Петербурга
в Москву»
25 экземпляров
Прочитав «Путешествие..», разгневанная императрица приказала разыскать и
арестовать опасного сочинителя.
Слайд 19
Приговорен к смертной казни
8 августа он был присужден
к смертной казни, которая указом 4 октября была ему
заменена десятилетней ссылкой в Илимск (Сибирь). Из ссылки Радищев был возвращен в 1797 Павлом I, но восстановлен в правах он был лишь Александром I
Слайд 20
Денис Иванович ФОНВИЗИН
1745 -1792
«Сатиры смелый властелин»
(А.С.Пушкин)
Слайд 21
Новая комедия “Недоросль” была завершена в 1781 году
и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была
Дмитриевским.
Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости - после возвращению осенью 1778 года из Франции.
Слайд 22
Сцена из спектакля
Образы Стародума и Правдина исторически и
социально верны. Это не литературные штампы, а живые персонажи,
выхваченные из жизни характеры, передающие обаятельный облик дворянских просветителей с их патриотической ревностью к “возлюбленному отечеству”, ненавистью к деспотизму и рабству, с сочувствием к крестьянскому состоянию.. Вот почему зрители “узнавали” прототипов Правдина и Стародума
Слайд 23
«Недоросль»
Главная тема комедии – произвол помещичьей власти.
Борьба дворянских
просветителей с деспотическим правительством Екатерина II после разгрома пугачевского
восстания и явилась второй темой “Недоросля”.
Слайд 24
“Недоросль” - смешная, исполненная истинной веселости, обличительная комедия.
Но
то был смех карающий, смех, убивающий трусость и подлость,
моральную низость дел и помыслов, ничтожество и преступность жизни Простаковых и Скотинина.
Таковы сцены, раскрывающие материнскую любовь Простакововй, любовное соперничество Скотинина и Митрофана, мечты о семейном счастье Скотинина, обучение Митрофана наукам, экзамены.
Слайд 25
«…вот злонравия достойные плоды»