Слайд 3
Зимние слова
Цвет,
Снежный Звуки
краски
покров
Слайд 4
Орфографический разбор
Пуш..стый сне.., сказоч..ная
красота, снежн.. бел.. шаль, волшебное круж..во, скр..пучий сне.., т..ж..лая
ша..ка снега, снежная з..ма, м..розная дымка, пр..вычные заботы, зимн…забавы, коварная и хитрая в..лшебница, ру (с,сс)кая з..ма-кудесница, богатый ур..жай, снежная з..ма, первый долг..жданный сне...
Слайд 5
Прочитайте текст. Найдите вступление и концовку. Составьте план
основной части текста. Выпишите слова
Наступила настоящая зима. Земля была
покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую, теплую шубу. Да, чудесно, хорошо было кругом.
( Д. Мамин- Сибиряк)
Слайд 6
Примерный план:
1)Белоснежный ковер на земле.
2) Иней на голых
деревьях.
3) Ели в дорогих шубах.
Слайд 7
Средства выразительности
Метафора- слово использовано в переносном значении.
Сравнение- предмет
или явление сравнивается по сходству.
Олицетворение- неживой предмет обладает свойствами
живого
Эпитет- образное определение предмета
Слайд 8
Тема урока:
Описание зимней природы
Слайд 9
ЦЕЛЬ УРОКА:
- опираясь на художественные
тексты,
музыку, личные наблюдения, подготовиться к написанию
сочинения-описания
Тип речи- описание.
Основа описания-
перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления.
небесами,
……………….
коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
………….. один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
Слайд 12
Красив, ч_десен русский лес
зимою.
Глубокие, чистые лежат под
деревь-ями сугробы. Над лесными тр_пинками кружевными белыми арками с_гнулись под тяжестью ин_я стволы м_л_дых берёз.
Т_жёлыми шапками бел___ снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие в_ршины елей унизаны ож_рельем л_ловых шишек.
С весёлым свистом п_р_л_тают с ел_ на ель, к_чаются на шишках стайки красно-
грудых клёстов.
(И. Соколов- Микитов)
Слайд 13
чудесен
тропинками
согнулись
инея
молодых
тяжёлыми
белого
вершины
ожерельем
лиловых
перелетают
с ели
качаются
Слайд 14
Лексические средства художественной выразительности:
Кружевными белыми арками согнулись
стволы молодых берёз - сравнение
Тяжёлые
шапки белого снега – метафора
Ожерелье лиловых шишек - метафора
Чистые сугробы - эпитет
Слайд 15
Основная мысль
Красив, чудесен русский лес
зимою.
Слайд 16
миниатюра
(франц. miniature, от лат. minium -
киноварь, сурик),
художеств. произведение (обычно живописное),
отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.
В литературе, театре, музыке – жанр«малых форм», небольшое по размеру произведение.
Михаил
Михайлович
Пришвин
(1873-1954)
Слайд 18
ЗИМНЕЕ УТРО
Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На
заре в далеком высоком здании окна горят, и не
можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался, забытый.
Слайд 19
Живая елка
Сверху снег и. снег, но от лучей
солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки
со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.
Слайд 20
В ГОРОДЕ
Сегодня солнечный день и с морозом. Когда
солнце зайдет за тучу, мороз пишет на стекле веточки
тропических растений и водоросли теплых морей. Когда же солнце опять появляется, мороз бросает мечту свою невозможную о тропиках, плачет и разбегается по стеклу каплями.
Эта игра солнца с морозом окончилась, когда все облака сбежали с неба и солнечные лучи не только высушили на стекле все капли, но даже и нагрели стекло. Морозу не за что было взяться на стекле, и когда солнце село и стало темно.
Тогда пришел к нам гость и, поглядев в чистое стекло с шестого этажа на серые коробки домов, сказал:
- Какой вид!
Слайд 21
СНЕГ НА ВЕТВЯХ
Невидимые звезды снега теперь спустились сверху,
возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр и
остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой.
Слайд 22
белыми арками
белого снега
тёмно-зелёные ветви
лиловых шишек.
красногрудых клёстов
чистые сугробы.
Слайд 23
Любовь к зиме стала для Грабаря большим стимулом
в живописи. Он сам признавал, что с окончанием зимы
пейзаж становился менее привлекательным для него, и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображения инея. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день.
Иней.
Иней. Восход солнца.
Слайд 35
Многие любуются природой,
но немногие ее принимают
к сердцу,
и даже тем, кто к сердцу принимает,
не часто удается так сойтись с природой,
чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
М.Пришвин.
Д.З.
Составить описание-миниатюру:
Иней
Падающая снежинка
Морозный вечер
Тихо лесу
Зимой