Слайд 2
«Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком
он, может быть, явится через 200 лет».
Н.В.Гоголь
Слайд 4
В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его
патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест
против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завеща-ние", "Элегия", "Желание), но она не имеет тра-гического оттенка, поэт желает умереть любя.
"Пушкин -- природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами» А. Платонов.
Слайд 5
Эпику́р ( 342/341 до н. э., Самос — 271/270
до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в
Афинах («Сад Эпикура»).
Эпикур стремился дать в своём учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, учение Демокрита : бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.
Слайд 6
Девиз Эпикура: «Живи уединённо!».
Своим появлением на свет человек
обязан самому себе и своим родителям.
Человек есть результат биологической
эволюции.
Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека умирает вместе с телом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Слайд 7
Лицейский период (1813 – 1816)
Здесь Пушкин погребен: он
с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал
доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
«Моя эпитафия» (1815)
Слайд 8
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов
уже не встретит
"Элегия"
Пускай умру, но пусть умру любя!
"Желание"
Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь...
"Мое завещание"
Слайд 9
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю,
я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся
наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств . . . . . .всего.
1836
Слайд 10
Для петербургского периода характерно тяготение к романтизму (1817
– 1820)
Пушкин приобщается к либеральным ценностям, декабристским настроениям
во имя торжества свободы. Рождается вольнолюбивая лирика: "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву". Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторское произведение "Руслан и Людмила".
Слайд 11
Вольнолюбивые мотивы усиливаются
в лирике Пушкина южного периода
(1820 – 1824)
Появляются и "южные" поэмы, героями которых становятся
сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом («Цыганы») Южный период заключает в себе две противоположные грани романтического мироощущения: с одной стороны, поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы («Погасло дневное светило»), с другой стороны, он начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.
Слайд 12
Михайловское (1824 – 1826)
В период Михайловской ссылки в
творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. Он работает над
центральными главами «Евгения Онегина».
Лирика поэта в Михайловском становится проще, содержит меньше картинных сравнений и ярких метафор. Но при этом она становится все более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как "Сожженное письмо", "К***", "Вакхическая песня", "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Няне", "Пророк" и др.
Михайловская лирика исполнена гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания. Она отражает устремленность поэта к философскому осмыслению жизни.
Слайд 13
Михайловское (1824 – 1826)
В этот период создается историческая
трагедия "Борис Годунов", в которой отразились новаторские принципы "истинного
романтизма", определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В трагедии в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, она неуклонно идет вперед, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей.
Слайд 14
В период после поражения декабристского восстания
(1826 -
1830 )
Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются
в стихотворениях "В Сибирь", "Арион", "Анчар". В эти годы поэт создает и непревзойденные лирические произведения: "Зимнее утро", "Я вас любил...", "Мадонна", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." В этих стихотворениях выражены глубокие симпатии поэта к окружающему миру, природе, соединенные с чистой и светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы лирики наполняются философским содержанием.
Слайд 15
Знакомство с Гончаровой (1828)
Исполнились мои желания. Творец Тебя
мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
1830
Слайд 16
В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются
мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. 30-е годы -
вершина творчества Пушкина. Завершён "Евгений Онегин", лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.
Слайд 17
Первая Болдинская осень (1830)
В стихах все чаще сквозит
подавленное душевное состояние ("Бесы"), но поэт находит в себе
силы его преодолеть ("Элегия"). Лирика все чаще уступает место реалистической прозе, которой еще не было в русской литературе. Появляются "Повести Белкина", где читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.
Слайд 18
Новаторскими становятся и "Маленькие трагедии", где изображена цепь
острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю
пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.
Слайд 19
Вторая Болдинская осень (1833)
Изъездив тысячи вёрст дорогами пугачёвского
восстания, Пушкин пишет жене: «И сплю и вижу приехать
в Болдино и там запереться.» А когда наконец приедет, почувствует радостно:
И пробуждается поэзия во мне
Душа стесняется лирическим волненьем.
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Слайд 20
Болдино
Он будет трудиться здесь над «Историей Пугачёва», работать
над романами "Дубровский" и "Капитанская дочка«, создаст повесть "Пиковая
дама". Напишет «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказку о рыбаке и рыбке».
Слайд 21
Из далёких оренбургских степей привезёт Пушкин молоденькую лиственницу
и посадит перед домом…
И ещё год спустя, осенью 1844-ого,
в последний раз приедет в Болдино за вдохновением. Но напишет лишь сердитую «Сказку о золотом петушке»…
Слайд 22
В петербургской повести "Медный всадник" он пытается осмыслить
историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть
личные проблемы человека в социально-философском аспекте.
Слайд 23
В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки
вырваться из тесного светского круга, много думает о себе
и своем времени. Появляется стихотворение «Вновь я посетил…»
Слайд 24
О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в
стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанном незадолго до
смерти.
Слайд 25
Петербург.
В 1834-1836 гг. он обдумывал роман "Русский Пелам",
где должна была быть показана вся Россия - от
декабристского "Союза Благоденствия" до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с давним замыслом написать произведение об Иисусе Христе).
Слайд 26
Последние годы жизни
Самые простые и в то же
время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и
глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла" (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.
Слайд 27
В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова
- в последний раз! - побывать в Михайловском. В
самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.