Слайд 2
Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована
основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно
50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
Слайд 3
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения
о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во
вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение; сформулировано ваше понимание поднятой темы.
Слайд 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в
соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения, если ты используешь его в качестве одного из аргументов; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Слайд 5
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить
текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная
часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
Слайд 6
????? КАК подобрать аргументы?
АРГУМЕНТЫ д.б. истинными
АРГУМЕНТЫ д.б.
убедительными
АРГУМЕНТЫ д.соответствовать тезису
Слайд 7
1. Ты определил вид темы
2. Ты сформулировал проблемный
вопрос ПО ТЕМЕ
3. Ты ищешь примеры КАК?
* вспомни
ХП или его элемент: героя хо эпизод пейзаж интерьер портрет монолог/диалог
* определи объём аргумента ( не надо приводить в пример всё произведение) ,т.е. его структурный элемент: герой хо эпизод пейзаж интерьер портрет монолог/диалог
Слайд 8
Подбери ЦИТАТНЫЙ материал
Цитирование( не более 4 строк) ,
частичное цитирование, использование Косвенной речи
* Выяви авторскую позицию
Слайд 9
Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
Слайд 10
1. I (введение) – то, что нам дано.
Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется
доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении
Слайд 11
Как написать итоговое сочинение?
У большинства бывают две крайности:
одни и пару предложений толком написать не могут, другие
без конца строчат и никак не могут остановиться – и то и другое не вариант.
Слайд 12
Нам дали абстрактную тему. Что-то типа: «На какие
общечеловеческие вопросы может дать ответ литература?». Первая реакция: «Да
на все!». И о чем тогда писать? Как подступиться к такой широкой теме? Просто, друзья.
Слайд 13
Берем наш вопрос и перефразируем его, немного подсластим
парочкой синонимичных предложений и вуаля получаем ответ:
«Литература отвечает практически
на все общечеловеческие вопросы: тема любви, проблема взаимоотношения разных поколений, вопросы смысла жизни, его поиска, также экологические проблемы и т.д. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ».
Слайд 14
вторая часть:
Еще задолго до Рождества Христова Платон жаловался
своим друзьям на нынешнее поколение, всячески порицая его. Он
не видел в молодёжи ничего доброго, светлого. Ему казалось, что настоящих людей уже не будет… Вспомним Д. И. Фонвизина, который вывел нам образ Митрофанушки. А еще почти через век Лермонтов написал: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно,.. В бездействии состарится оно». А теперь вспомните своих родителей и учителей, которые непременно произносили нечто подобное. Ничего не меняется! Проблема взаимоотношения разных поколений никогда не умрёт. Она лишь будет подаваться под разным углом, другими лицами, но сама суть не изменится.
Слайд 15
вторая часть:
Говорят, у человека как минимум два главных
дня в жизни: когда родился, и когда понял зачем.
Вопрос смысла жизни. Кто им не задавался? Кто не думал – чем ему заняться, чтоб это приносило удовольствие, а потом и деньги? Герой М. Ю. Лермонтова Григорий Печорин задаётся этим же вопросом: «Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?..». Со стопроцентной уверенностью большинство из нас не ответит на него. Кто знает, возможно, нам вовсе не дано постигнуть смысл жизни, и все попытки добраться до него изначально обречены? А сейчас, когда мы полны сил и энергии, должно казаться, что вот-вот, еще попробую это, второе, третье, а потом еще и еще – и только тогда, наконец, найду то самое, что так долго и давно искал! Пишу сейчас эти строки и думаю: «А вдруг, писательство – это моё?..».
Слайд 16
Как вы поняли, в следующем абзаце я бы
начал рассуждать на тему любви, а потом, в том
случае, если бы не набралось нужное количество слов, написал бы еще и про экологические проблемы.
Каждый абзац – это отдельная микротема. Выделяйте их обязательно!
Слайд 17
А закончить можно просто – перекладываем наше вступление, повторяем ключевые
слова и ставим точку
«Литература вбирает в себя весь человеческий
опыт. Она помогает людям хотя бы немного приблизиться к разрешению вневременных вопросов, которыми задавались предыдущие поколения. Но эти вопросы также будут волновать умы и тех, кому предстоит жить после нас»
Слайд 18
Советы по самостоятельному редактированию сочинения.
1. Пишите, если идет
мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы исправить ошибку.
2. После
того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Выделите необоснованные повторы.
3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения:
цитата + комментарий, аргумент + комментарий.
4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших.
5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы
Слайд 19
ПОШАГОВАЯ РАБОТА
1 Читаем тему
2 Определяем вид заголовка( 1тема-понятие
/2/тема- вопрос//3 тема-тезис, утверждение, суждение)
3 Определяем содержание темы:
-Анализируем все
слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово
-Ищем ключевые слова в заголовке
- Задаём себе вопрос "О ЧЁМ я буду писать?
Т.О., мы формулируем тему
4 Определяем объём темы:
- на какие образы, на какие произведения будем опираться
5 Высказываем тезис
6 Определяем структурные элементы, нужные нам, тех ХП, к которым будем обращаться
7 Пишем аргументы, анализируя тексты
9 Делаем вывод, пишем заключение, повторяя тезис, но по-другому, др. словами
Слайд 20
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать
вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что
это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют?
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания?
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась.
Слайд 21
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное
по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не
слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
Слайд 22
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
7. Краткая справка о писателе.
М.
Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около
тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек?
8.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
Слайд 23
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
10. Связь с современностью.
В человеке
существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире
разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
11.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
«Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»
12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Слайд 24
Заключение.
1. Итог и обобщение
Поразмышляв о..........................,начинаешь пониматьть, что заботе,
состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый
день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
Слайд 25
Заключение.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение
.................................. не может никого оставить равнодушным. Я согласна
с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.
4.Концовка- афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поем мы песню»!
Слайд 26
Заключение.
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале
сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в
победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
Слайд 27
Заключение.
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором
......., что риск ведет к счастью победы. Но где
же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.
8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.
Слайд 28
Тема: «Помогает литература человеку познать себя?»
Введение
"Чтение - вот
лучшее учение" - говорил А.С. Пушкин. Действительно, чему учит
литература?
Литература способна помочь человеку узнать что-то новое, чему-то научиться, найти решение своих проблем, она может успокоить и утешить. Но самое главное - с помощью литературы можно познать самого себя.
Не зря тема отношения человека к книге затрагивается в стольких шедеврах русской и мировой литературы.
Слайд 29
Основная часть
Так где же мы можем найти пример
того, для чего человеку нужна литература?
В известном романе русского
писателя Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" главный герой - Раскольников - приходит к очищению от прошедших бед и воскрешается не только благодаря любви, но и с помощью священной книги - Евангелия.
В популярном во всём мире романе "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса главный герой, всю жизнь читавший рыцарские романы, которых скопилось уже слишком иного, осознал себя отважным рыцарем, который должен совершить подвиг ради прекрасной дамы.
Какова книга, таков и читатель. Главные персонажи произведения "Отцы и дети" И.С. Тургенева тоже любят книги и находят в них себя. Например, Николай Петрович Кирсанов, влюблённый в искусство, находит удовольствие в чтении Пушкина, а Евгений Базаров ценит научную литературу.
Отношение к книгам может показать и всю человеческую натуру. В комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова один из главных лиц "века минувшего" - Фамусов - не слишком и лестно отозвался о книгах: "Собрать все книги бы да сжечь!". Это абсолютно точно передаёт нравы и симпатии "фамусовского общества".
Слайд 30
Заключение
Очень важно помнить, что книга очень много говорит
о её читателе.
Не стоит забывать, что книга может помочь
в трудных жизненных ситуациях, дать совет, научить чему-то.
В первую очередь, литература учит нас жить.
Книги - это многовековой опыт.