Слайд 2
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик
и драматург, классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы
«Ревизор»,
сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».
Николай Васильевич Гоголь
Слайд 3
Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825),
служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с
чином коллежского асессора и женился.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.
Родители писателя
Слайд 4
Родители писателя
Мать, Мария Ивановна
Косяровская (1791 – 1868),
происходила из помещичьей
семьи. По преданию, она
была первой
красавицей на
Полтавщине.
В семье, помимо Николая,
было ещё пятеро детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков.
Слайд 5
Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке
Детство
писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но
поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей Гоголя.
Слайд 6
Нежинская гимназия
Гоголь учился в Гимназии
высших наук в Нежине с
1821
по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в
рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах.
В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли
комических старух.
Слайд 7
Гоголь в Петербурге
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь
впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба
оказалась скучной и
бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще.
Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.
Слайд 8
Вечера на хуторе близ Диканьки
Работать над «Вечерами»
Гоголь начал еще в 1829
году. В письмах домой
он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена в 1832 году.
Слайд 9
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня.
Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без
жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 10
«Ещё не было у нас автора с такою
весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость.
Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…»
Е.А.Баратынский
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 11
„Гоголь, так мило прикинувшийся
Пасичником, принадлежит
к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера
на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!»
В.Г.Белинский
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 12
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана
Купала
Майская ночь,
или
Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и
его тетушка
Заколдованное место
Слайд 13
Смысл названия «Вечеров…»
Вечер – время отдохновения, располагающего к
задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального.
Хутор - так, в противоположность
деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина.
Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Слайд 14
Рассказчики в «Вечерах»
Пасечник Рудый Панько –
вымышленный
«издатель
«Вечеров...», который
разъясняет читателям, что
материал
для книги он получил от разных рассказчиков.
Рудый Панько - не просто
псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а
по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).
Слайд 15
Рассказчики в «Вечерах»
А один из гостей... Бывало,
поставит перед собою палец и, глядя на конец его,
пойдет рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках!
Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать!
Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
Панич в гороховом кафтане Макар Назарович
Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич
Дед Фомы Григорьевича Максим
Слайд 16
Жанр рассказов Фомы Григорьевича
Быль
Фоме Григорьевичу принадлежат
в цикле 3 повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая
грамота», «Заколдованное место».
Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».
По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», - «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят.
Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком.
Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».
Слайд 17
«Заколдованное место» в литературных произведениях
Остров Буян
Спящая
Красавица
Рип ван
Винкль
Аленький
цветочек
Слайд 18
«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
Слайд 19
Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
«Заколдованное место»
Слайд 20
Работа со словарем
Соедините слово с его значением
Баштан
Волость
Кавун
Комора
Кухоль
Левада
Люлька
Сопилка
Цибуля
Черевики
Чумаки
арбуз
малороссияне,
едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент
Слайд 21
Работа со словарем
Проверьте себя
Баштан – место, засеянное арбузами
и дынями
Волость – в Древней Руси: местность, область,
подчиненная
одной власти
Кавун – арбуз
Комора – амбар
Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые
лиственные леса, заливаемые в половодье
Люлька – трубка
Сопилка – украинский народный духовой
музыкальный инструмент
Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и
рыбою, обыкновенно в Крым
Слайд 22
Работа с текстом по вопросам
По каким приметам узнаем,
что история случилась в прошлом?
Чем запомнился рассказчику дед?
Слайд 23
Работа с текстом по вопросам
Почему дед попал в
заколдованное место и каким образом это произошло?
Сколько раз дед
оказывался в заколдованном месте?
Каковы особенности заколдованного места?
Слайд 24
Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются
волшебный и обыденный миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство
в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Слайд 25
Работа с текстом по вопросам
Почему дед стремится попасть
в заколдованное место? Что с ним там происходит?
Какие
существа встретились деду в заколдованном месте?
Слайд 26
Существа заколдованного места
Медведь — родной брат
лешему. Его
иногда и называют лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные
духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Слайд 27
Существа заколдованного места
Баранья голова –
в фольклоре нечто
пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии: один из
демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Слайд 28
Художественные средства, создающие образ заколдованного места
Гиперболы
Метафоры
Эпитеты
…под ногами круча
без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей
в каждую…
…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Слайд 29
Как еще в повести называется заколдованное место
Проклятое место
Дьявольское
место
Слайд 30
Как закончилось приключение
деда
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я
вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что
ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!